Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 83 мечательного лакомства и в заключении экскурсии – попить чай с настоящим, только что испеченным тульским пряником. Встреча с тем или иным музеем – это знакомство с определенным пластом культуры, что само по себе очень важно и ценно. Характер общения ребенка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. Музейная педагогика – научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предмет изучения музейной педагоги- ки – культурно-образовательный аспект. Непосредственное знакомство с кол- лекциями, интерьером залов музея оказывает сильное эмоциональное воздейст- вие на дошкольников, что способствует формированию эстетических чувств. В зрительном контакте ребенка с подлинными произведениями искусства – ка- чественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образова- тельных центров. Возрастающий интерес к посещению музеев дошкольниками стимулирует музейных педагогов к созданию специальных программ, адаптированных к оп- ределенным возрастным группам. Специфика учебно-воспитательного процес- са на материалах музея состоит в том, чтобы помочь ребенку воспринимать подлинные произведения искусства, пробудить потребность общения с миром искусства. В программе Л. В. Пантелеевой «Музей и дети», [3, с. 122] адресованной педагогам детского сада, выделяются три этапа работы по организации экскур- сии в музей: Детский сад  музей  детский сад . На первом этапе в детском саду ведется предварительная подготовка к по- сещению музея. Она предусматривает следующее: воспитатель детского сада и руководитель музея заранее составляют план работы в музее. Педагог заранее знакомится с материалами экспозиции. Воспитатель планирует время пребыва- ния в музее. Известно, что ребенок усваивает информацию первые 10–15 ми- нут. Исходя из этого, пребывание старших дошкольников в музее ограничива- ется 30–40 минутами. Перед посещением музея педагог знакомит детей с но- выми словами, понятиями, которые встретятся им в музее. На втором этапе рассматривается работа воспитателя в самом музее. Зна- комство дошкольников с музеем следует начать на улице, у входа. В любом му- зее много предметов, привлекающих внимание ребенка, что может стать при- чиной рассеивания его внимания, поэтому необходимо остановиться на наибо- лее основных, важных экспонатах выставки. Особое внимание уделяют тем экспонатам, которые дети не могут увидеть дома и в детском саду. На третьем, заключительном этапе, в детском саду, дети закрепляют свои знания после посещения музея. Воспитатель проводит беседу. Дети отражают свои впечатления в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, апплика- ции и т. д.). Организуется выставка детских работ. После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми бе- седу обобщающего характера. Хорошо если все эти методы, приемы, формы работы с детьми выстраиваются в одно целое, образуя последовательную сис- тему. В ее основе должно быть постепенное усложнение содержания, характера

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=