Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 82 Другим важным условием реализации регионального компонента образо- вания через ознакомление дошкольников с народным искусством, является эс- тетически развивающая предметно-пространственная среда. Под предметно-пространственной средой мы понимаем созданную в до- школьном учреждении обстановку, в которой живет ребенок. Известные педагоги, исследовавшие предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении (Т. С. Комарова, О. В. Цаплина, О. Ю. Филлипс, Е. А. Пелих) и другие отмечают, что среда должна быть эстетически организо- вана по законам красоты и заключать в себе возможности осуществления деть- ми разнообразных игр, занятий, досуга и способствовать развитию детей. Предметно-пространственная среда обладает большими воспитательными возможностями. У детей развиваются эстетическое восприятие, эстетические образные представления. При оформлении интерьера детского сада предметами декоративно-прикладного искусства, важен выбор подлинных произведений народного искусства, а не подделок под него. Необходимо, чтобы у детей в детском саду был организован свой «уголок искусства» с полочкой (шкафчиком), где они могли бы хранить личные вещи– «предметы красоты», альбомы, краски. Это стимулирует эстетические интересы ребёнка и творческие независимые отношения со сверстниками. С этой целью воспитатель организует интерьер изостудии, отвечающий требованиям педаго- гической эргономики и современной эстетики; создаёт фонд художествен о – дидактических пособий, современными средствами обучения (ноутбуком и мультимедийной аппаратурой с экраном). Хорошо, если имеется возможность установить мольберты, стол– трансформер и настенную доску для рисования. Организация мини-музея, наполненного предметами искусства родного края, также способствует решению задач реализации регионального компонен- та в детском саду. Особенно актуальны такие мини-музеи в плане ознакомления и приобще- ния к народному искусству дошкольников младшего и среднего возраста, так как в отличие от старших дошкольников, организовать для них экскурсию в музей, за территорию дошкольного учреждения проблематично. Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это дает возможность украшать интерьеры группы и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Худо- жественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Воспитатель имеет возможность использовать различные формы органи- зации работы с детьми. Идеальный вариант, когда можно организовать экскур- сию на соответствующее производство (фабрику, художественный цех, мастер- скую, и т.п.) Еще одним условием реализации регионального компонента обра- зования в работе с дошкольниками, является посещение выставок и музеев на- родных промыслов. Такой, например, как Музей «Тульский пряник» в Туле, где дети могут познакомиться не только с историей возникновения и развития это- го замечательного промысла, но и увидеть сам процесс производства этого за-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=