Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 81 довательность предстоящего рисования. Таким образом, выделяются и называ- ются главные элементы узора их цвет, величина, месторасположение. Особое место в обучении декоративному рисованию и лепке занимает та- кой прием, как образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей де- коративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е. И. Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства, т. е. образец должен быть стили- зован. Размер его в 1,5–2 раза больше, чем детская работа. Существуют разные виды образца. Образцы для прямого следования, то есть узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция, предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме того, существуют неоконченные образцы. Например, предлагается узор в квадрате. В средине квадрата изображен какой-то элемент. Детям предлагает- ся воспроизвести эту часть узора по образцу, остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в этом стиле. Если образец, предлагае- мый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецеп- тивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ дейст- вия), то неоконченный образец это элемент эвристического (частично- поискового) метода, так как часть задачи ребенок решает самостоятельно. Хорошо применять на занятиях настольные игры – пазлы, сутью которых является выкладывание узоров из вырезанных частей картона тех или иных сложных элементов. Эти методы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, подчиняясь общей цели и задачами обучения и воспитания детей. Дошкольный возраст – начало развития творческих способностей. Творче- ские способности, так необходимые ребенку в его дальнейшей жизни, в школе, появляются не сами по себе, а как результат развития ребенка. Важную роль при этом играют воспитатели, родители, организующие и направляющие эту деятельность. Расширяя и обогащая опыт ребенка, мы побуждаем его к творче- ству. Ведь новые образы возникают не на пустом месте, не из ничего, а на ос- нове уже имеющегося у человека опыта и представлений памяти, материала, приобретенного в процессе жизни. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей изобразительной деятельности. Богатые возможности в этом отношении пред- ставляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Ребенок получает возможность отобразить свои впечатления от окружающего мира воплотив, их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач педагога. А это значит раз- вивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=