Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 80 Когда эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических оценок, объяс- нением того, что делает предмет, изделие, созданное ребёнком красивым, то де- ти постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развёрнутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произ- ведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для творческой фан- тазии и взрослому художнику, и ребёнку. Уровень овладения детьми разнообразными видами художественно- творческой деятельности также является важным показателем эстетического развития детей, так как овладение детьми изобразительной, художественно – речевой, музыкальной и игровой деятельностью – одна из важнейших задач эс- тетического воспитания дошкольников. Одним из наиболее эффективных средств эстетического развития, при оз- накомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством, является изобразительная деятельность. Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художест- венная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Как отмечает В. Б. Косминская: «Занятия изобразительной деятельно- стью в детском саду являются эффективным средством познания действитель- ности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных вос- приятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов» [5, с. 137]. Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов и имеют свою специфику. Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узо- ры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стили- зованные изображения животных, птиц. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям – понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы по- исковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми. Широко применяется и метод обследования, рассматривания образцов на- родного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования со- держанием центральной аналитической его части является выделение элемен- тов композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть после-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=