Университет XXI века: научное измерение 2016

Педагогика и психология образования 79 эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому ра- бота по ознакомлению с народными промыслами родного края у дошкольников не является изолированной от общего педагогического процесса. Для того чтобы обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями, научить ребенка понимать прекрасное в народном ис- кусстве, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетиче- ских впечатлений, зрительных ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т. Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного ис- кусства в воспитании детей: «Разве можно себе представить народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех детей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному ис- кусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно, что объединяется в народное искусство» [7, с. 28]. «Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-однообразным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе дет- ского творчества, и мышление синкретичны. Интегрирование разных видов ис- кусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов ис- кусства к синтезу» – пишет Т. С. Комарова [3, с. 11]. Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их ис- пользования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует цель- ности, законченности во всём. Наиболее высокая степень интегрирования ху- дожественного материала осуществляется на музыкально – театрализованных представлениях (посиделки, ярмарки и т. п.) Детям понятен и доступен юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь на занятиях по изобразительной деятельности. Знакомство детей с предметами декоративно – прикладного искусства раз- вивает восприятие ребёнка. У детей накапливаются различные образы и ранее сформировавшиеся образы, вступают во взаимодействие с вновь воспринимае- мыми и на основе этого у них формируются представления. Решая задачу эсте- тического развития ребёнка, педагоги должны знать, что лишь на основе эсте- тического восприятия формируются эстетические образы – представления де- тей, а декоративно – прикладное искусство, обладая яркой образностью, мак- симальной выразительностью создаёт для этого хорошую основу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=