Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 74 ность новой столицы со стороны сухопутных путей. Угроза же со стороны моря должна была блокироваться, как самим расположением Константинополя, пре- граждающим варварам морской путь в Средиземное море, так и мощным им- перским флотом, размещенным в бухте новой столицы. Напомним, что Конс- тантин в кризисной ситуации, готовясь к борьбе с Лицинием, только в гавани в Фессалонике построил свыше двухсот триаконтер и более 2000 транспортных судов (Zosim., II, 22, 1), а командующий флотом Лициния – Абант «пришел в такой ужас от количества судов, что не решался напасть на врага» (Zosim., II, 24, 1). В дальнейшем большая часть данных кораблей, по-видимому, находи- лась в Константинополе, т. к. именно на новую столицу императором были переориентированы традиционные морские торговые пути, функционирова- ние которых, как известно, невозможно без обеспечения их безопасности и м- перским военным флотом. При этом Константин не только приказал флотили- ям вести хлеб из Египта не в Рим, а в Константинополь, но и установил ос о- бые привилегии корабельщикам, доставляющим его в новую столицу (Cod., Theod., XII, 5, 1, 7). Все это позволяло раздавать хлеб в Константинопо ле всем нуждающимся до 80 тыс. мер ежедневно (Socr., II, 13). Более того, о значении указанных морских коммуникаций и соответственно о важной роли римских военно-морских сил, обеспечивающих их безопасность, свидетельствует тот факт, что когда многочисленным врагам потребовалось обвинить Афанасия Великого в наиболее страшных преступлениях, в числе прочего они заявили, что он угрожал остановить морской подвоз хлеба из Египта в Константи - нополь [2, с. 535]. Тем не менее, кратковременное усиление значения римского флота при Константине не исключало проведение других важных мер с целью устранения вероятности нового морского нападения на территорию Римской империи. При этом речь идет не только о необходимости устранения боспорских кораблей, но и о введении для жителей античных городов строжайшего запрета на передачу варварам секретов кораблестроения (Cod., Theod., XVI, 9, 40, 24). Скорее всего, успехи на данном направлении и особенно окончательное решение боспорской проблемы при Констанции II [12, с. 199–217], стали причиной отказа от дорого- стоящего содержания в гавани Константинополя постоянной мощной военной флотилии. Вот почему о существовании римской эскадры в Константинополе, в скором времени, уже ничего не слышно [1, с. 34–35]. Отсутствие на протяже- нии длительного времени у потенциального противника мощного флота, при- вело к тому, что Вегеций в конце IV в. н.э. вынужден был даже извиняться за излишнее, по его словам, внимание к морским делам, хотя «уже давно море для нас спокойно, а с варварскими племенами мы воюем только на суше» (Flav. Veg. Ren., IV, 31). Все это, не могло, не привести к новой волне деградации во- енно-морских сил Римской империи [1, с. 34–40]. Литература 1. Банников, А. В. Организация римской береговой обороны в период Поздней империи / А. В. Банников // Альманах современной науки и образова- ния.– Тамбов: Грамота, 2015.– № 4 (94).– С. 34–40.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=