Университет XXI века: научное измерение 2016

Исторические исследования 65 проводилась мысль: без России Европа с новыми вызовами не справится [3]. 9–10 апреля 2002 г. в Веймаре, в рамках межгосударственных консультаций России и Германии, при участии лидеров ФРГ и РФ было принято совместное заявление министров внутренних дел, в котором отмечалось, что органы право- порядка обеих стран обратят особое внимание на принятие целенаправленных мер по пресечению финансирования и технического обеспечения активной тер- рористической деятельности и интенсифицируют обмен информацией и опы- том в данной сфере [14]. В декабре 2003 г. была создана российско-германская Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности. Подго- товленное Группой и принятое 9 сентября 2004 г. Совместное заявление В. В. Пу- тина и Г. Шрёдера о расширении сотрудничества России и Германии в борьбе с международным терроризмом определило основные направления взаимо- действия: совместное укрепление всеобщих усилий по борьбе с терроризмом, в частности в рамках ООН, «Группы восьми», Совета Россия–НАТО, ОБСЕ и Совета Европы; неустанная борьба с финансированием терроризма и осуществ- ление рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыва- нием денег (ФАТФ); укрепление сотрудничества в целях предотвращения тер- рористических актов, выявления террористов на раннем этапе, проведения в отношении их расследования и привлечения их к суду; координация и активи- зация усилий для предотвращения приобретения или разработки террористами ядерного, химического, радиологического или биологического оружия, средств его доставки, а также связанных с ним материалов, оборудования и технологий; активизация обмена информацией о террористических угрозах и о результатах оценки/анализа таких угроз; обеспечение безопасности международных перево- зок и эффективный пограничный контроль; взаимодействие в борьбе с кибер- терроризмом и в предотвращении незаконного использования электронных средств связи и свободы киберпространства теми, кто угрожает общественной безопасности, и др. [15]. 21 декабря того же года на встрече лидеров двух стран в земле Шлезвиг-Гольштейн обсуждались совместная программа действий в развитие принятого ранее заявления по борьбе с терроризмом [2]. Взаимодействие сторон по реализации принятых решений осуществлялось на основе Рабочей программы практических мер. Обсуждение проблемы борьбы с международным терроризмом было про- должено и после смены лидеров в ФРГ и России. В результате встречи канцле- ра Германии А. Меркель и президента России Д. А. Медведева в Мезеберге 5 июня 2010 г. был подписан меморандум, который предлагал рассмотреть воз- можность создания Комитета Россия – ЕС по вопросам внешней политики и безопасности [7]. Но реализовать данную инициативу не удалось. Хотя в сов- местной статье министров иностранных дел РФ и ФРГ С. В. Лаврова и Г. Вес- тервелле 22 июня 2011 г. в «Российской газете» отмечалось взаимодействие двух стран в борьбе с терроризмом [6], в решении этого вопроса германская сторона все больше полагалась на сотрудничество с США. После политической и военной поддержки США и некоторыми другими западными государствами оппозиционных сил в ходе «арабской весны» 2011 го- да, приведшей к свержению диктаторских режимов в ряде стран Северной Аф-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=