Университет XXI века: научное измерение 2016

Исторические исследования 61 Хомяков, считая противоположными «Святую Русь» и современную ему Россию, противопоставляет идею народного суверенитета концепции «само- державие - православие - народность», согласно которой народ в полной мере принадлежал государству, а не государство было подчинено его воле. Модель идеального государства строится основателем славянофильства, учитывая при- оритет народной воли и интересов. Другим признаком самодержавия является неограниченная власть само- держца. Хомяков, как и Карамзин, не допускал никаких установленных зако- ном ограничений абсолютной монаршей власти, причем не имеющей права вторгаться во внутреннюю жизнь народа. Итогом народности власти является ее неограниченность для монарха, поскольку народ, как источник власти, в полной мере делегирует ее самодержцу, с целью получения от него защиты и обеспечения своей жизнедеятельности. Власть должен реализовывать само- держец, которому народ, обязанный заниматься поисками одухотворенной жизни и внутренней правды, ее передал. Хомяков обязывает монарха, не имеющего ограничений властных полномочий, служить народу и советоваться с ним, а также неукоснительно соблюдать заветы православной веры. Еще одним признаком самодержавия является принцип взаимного невме- шательства народа в государственную власть и, соответственно, также и госу- дарства в духовную жизнь своих граждан, что вполне соответствует понятию патриархальности отношений между царем и народом у Карамзина. По мнению С. А. Шпагина, подчеркивание ценности традиции и патриархального устрой- ства общества неоднократно давало повод относить Хомякова к консерватив- ному направлению русской политической мысли [12, с. 88]. Следующий признак самодержавия у славянофила – отсутствие бюрокра- тии, выступающей связующим звеном между государством и обществом, меж- ду монархом и народом. Чиновничий аппарат Российской империи был основан по примеру Запада Петром I для рациональной организации отношений обще- ства и власти. Но, поскольку западноевропейская и российская политическая культура общества и человека значительно различаются, слепое заимствование для России является губительным. Бюрократия превратила самодержавие в аб- солютизм, отделив народ от царя. У славянофилов, по словам Н. А. Бердяева, «было безмерное отвращение к бюрократии». Комментируя взгляды Хомякова, Бердяев писал, что бюрократия чужда русскому духу и является болезнью рус- ской жизни [1, с. 166]. Сам Хомяков писал, что нет ничего ужасней для народа, чем распространение чиновничества, которое в народе именуется крапивным семенем. [6, с. 461]. Карамзин также критиковал чиновничий аппарат, отмечая его некомпетентность, взяточничество, полную безответственность лиц, обли- ченных высшими властными полномочиями [3, с. 89]. Пятым признаком самодержавной власти, в соответствии со взглядами Хомякова, выступает высоконравственный облик монарха. Личность правите- ля, имеющего неограниченную власть, играет огромную роль в жизни государ- ства и общества. По мнению А. А. Ширинянца, Карамзин также считал это обя- зательным качеством самодержца [11]. Но славянофилы не принимали идею обожествления правителя, считая, что власть не имеет божественной природы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=