Университет XXI века: научное измерение 2016

Исторические исследования 59 В русской монархии Карамзин видел патриархальные начала, поскольку монарх, как отец, наказывающий без протокола, должен действовать только по совести: «добрых милует, злых казнит, и любовь первых приобретается стра- хом последних» [3, с. 102]. Карамзин был основоположником доктрины охранительства и критиком реформ Александра I. По мнению Карамзина, царь не может быть новатором, а должен охранять старинные общественные устои – культурные, религиозные, государственные. Новаторство способно нарушить постепенный ход развития общественной жизни. Следует отметить, что Карамзин считал необходимым сохранять проверенные историей российские общественные институты, но не выступал за консервацию отживающих свое традиций: «Требуем более мудро- сти хранительной, нежели творческой … Новости ведут к новостям и благопри- ятствуют необузданностям произвола» [3, с. 63–64]. Политику Петра I Карамзин считал насилием над душевным складом на- рода и отмечал имеющееся у него отрицание российских традиций, приведшее к нравственной деградации России, предотвратить которую не смогли дости- жения в просвещении и экономике. По мнению Карамзина, Петр не считался с тем, что нравственное могущество государства составляют вера и народный дух, являющийся привязанностью к национальным обычаям и традициям. Не- обходимо перенимать у других государств полезные сведения, но не подражать в обычаях. Карамзин считал возможным естественное изменение обычаев и традиций со временем, но совершенно не принимал беззаконного насилия монарха, который мог действовать в столь чувствительной сфере только собст- венным примером, а не указом. [3, с. 32–33]. Карамзин считал, что прочие формы правления, кроме монархии, непри- емлемы для России и неизбежно приведут к гибели государства. В частности, аристократия, также как и олигархия, способна вызвать феодальные войны и привести к развитию сепаратизма, а вече как форма правления народа непри- емлемо, учитывая такие факторы, как многонациональность Российской Импе- рии и постоянно существующую угрозу внешней агрессии. Таким образом, только одно самодержавие может гарантировать безопасность и стабильность существования России. Карамзин отмечал: «История наша представляет новое доказательство двух истин: 1) для твердого самодержавия необходимо государ- ственное могущество; 2) рабство политическое несовместимо с гражданскою вольностью» [3, с. 22]. Таким образом, в своих трудах Карамзин поддерживал все традиционные положения, присущие монархическому правлению: единоличность и юридиче- ская неограниченность власти, ответственность самодержца перед Богом; пат- риархальный уклад взаимоотношений царя и народа; Карамзин считал само- державие средством объединения разрозненных частей государства и способом примирения различных социальных и национальных интересов, а также средст- вом охранения русского православия, культуры и независимости от разнооб- разных внешних врагов и имеющихся внутренних угроз. В середине XIX века выдающиеся представители русской православной мысли, ведущие активную политическую деятельность, создали славянофиль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=