Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 52 проще, чем она решалась на рубеже 20–30-х годов» [там же, с. 195]. Как отме- чал автор, доля рабочих и служащих со стажем свыше шести лет постепенно увеличилась с 30–33 % в начале второй пятилетки до 52–53 % к ее исходу. В цехах реконструируемых заводов, «хотя и не просто», рождалось содружест- во поколений, превращавшее их в единые коллективы главным образом моло- дых тружеников [там же, с. 200, 202]. Главное – менялось содержание самого производство, его технологическое качество, влекшее за собой изменение психологии рабочего человека. «Ранее приобретенных знаний и опыта, прежней прослойки квалифицированных рабо- чих теперь явно не хватало. Неумение обслуживать новейшие станки, механиз- мы, поточные линии все чаще и чаще приводило к массовым простоям, полом- кам, серьезным авариям. Мириться с такими явлениями, которые сдерживали рост производительности труда, срывали выполнение планов, было нельзя» [там же, с. 204]. Нужно было сделать ставку на подготовку квалифицированных кадров, чему способствовала и естественная тяга передовых рабочих к росту своего образовательного уровня. Уже с 1932 г. был дан старт процессу сдачи техминимума рабочими 225 ведущих профессий, возникло движение Изотова. И хотя ведущее место в овладении рабочими профессиями занимало бригадно- индивидуальное ученичество, в годы второй пятилетки заметно возросла роль ФЗУ, давших промышленности в эти годы 300 тысяч выпускников [там же, с. 209]. Причем в этот же период промышленность пополнялась значительным числом специалистов с высшим образованием, многие из которых стали руко- водителями сложных производств. По мнению В. С. Лельчука, «…командирам производства новой формации были присущи общие черты: кровная близость к рабочему классу, неуемное стремление возможно быстрее двигаться вперед. Они знали производство не только по книгам – наблюдали его в цехах, у стан- ков и агрегатов. Их можно было видеть в рабочих семьях, на партийных и профсоюзных собраниях отдельных бригад и цехов, в кругу техников, инже- неров» [там же, с. 211–212]. Происходило своеобразное взаимное обучение ра- бочих и руководящих кадров. И все это, в конечном счете, вело к созданию ат- мосферы взаимоуважения, тяги к знаниям, к завоеваниям культуры. Между тем рост технического и культурного уровня работников промыш- ленности и одновременно общая неудовлетворенность текущим состоянием дел на производстве стали благоприятной почвой для появления стахановского движения. К тому же к этому времени стало меняться к лучшему материальное положение индустриальных работников. «После того как в 1935 г. были отме- нены карточки, питание рабочих и их семей стало быстро улучшаться (тогда как в годы первой пятилетки качественные показатели питания семей рабочих ухудшились). Возросло потребление мяса, сахара, высококалорийных продук- тов в целом» [там же, с. 225]. Положительные тенденции прослеживались в ор- ганизации оплаты труда промышленного рабочего: поощрялась более высокая квалификация, более сложная работа. В русле же собственно стахановского движения «решающее значение получила рационализация рабочего процесса, улучшение методов работы путем введения различных приспособлений, мак- симального использования действующих механизмов и оборудования» [там же,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=