Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 40 Популяризация науки в любых модных форматах не может заменить просвещения населения, формирования у молодежи научного сознания как аспекта сознания, содержанием которого является научное знание и деятель- ность которого регулируется ценностями, нормами и методами получения такого знания. Конечным итогом популяризации науки должен стать перелом в отношении российского общества к науке, к ученым. Процесс вовлечения молодежи в про- ектную деятельность и научные исследования тогда будет намного эффективнее. Если же популяризация науки не преследует эти цели, то она бессмыслен- на в любых модных форматах. Традиции популяризации науки в массах в России есть. Едва восставший из военных руин Советский Союз 4 октября 1957 г. пер- вым запустил искусственный спутник Земли. Одновременно страны Западной Европы и США занялись изучением такого неожиданного явления послевоен- ного взлета советской высшей школы. Научный прорыв произошел в результате осуществления определенной государственной политики по отношению к науке и ученым. В результате ра- боты просветительской организации – Всесоюзного общества Знание, создан- ной в 1947 г., заниматься исследовательской работой среди школьник ов и мо- лодежи стало престижно. Была создана огромная сеть бесплатных научных кружков для школьников. Молодежь в большом количестве шла поступать в вузы, предпочитая технические. В вузах также работало много научных кружков и семинаров. Именно из научных кружков в результате систематиче- ских занятий выросло большинство ученых Советского Союза, – это общеиз- вестный и общепризнанный факт. В кино создавались образы настоящего ин- теллигента. В более поздний период огромную популярность среди населения и всемирный рекорд по тиражу имел печатный орган общества Знание «Арг у- менты и факты». «Российское общество «Знание», являющееся правопреемником Всесоюз- ного общества Знание, в настоящее время уделяет недостаточное внимание но- вым формам и методам работы с молодежью. На основе сказанного мы можем сделать следующий вывод: – формат Science Slam является заимствованием из стран Западной Евро- пы, объективно не имеющим исторического аналога в России, по этой причине в русский язык перешли иноязычные слова его названия; – формат Science Slam может быть использован в школах и вузах как фор- ма презентации результатов научных исследований молодых и маститых уче- ных, направленная на ориентацию старшеклассников и студенчества на занятия проектной деятельностью или научными исследованиями, своего рода реклам- ный ход на этапе целевой мотивации занятий учебно-исследовательской или научно-исследовательской работой. В заключение представим список разработанных нами правил, которые по- зволят минимизировать недостатки введения формата Science Slam в практику работы школ и вузов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=