Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 392 с другой – недостатки превентивной практики: позднее выявление социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами, и с третьей, по н а- шему мнению, применению только традиционных средств работы с данной группой детей. Современные школы зачастую справляются с адаптацией школьника в учебном процессе, однако комплексно охватить социальную адаптацию под- ростка, порой не возможно при помощи только традиционных мер образования, как итог – появление дезадаптированных школьников. Поэтому поиск и разра- ботка новых необходимых педагогических средств, становится одной из глав- ных задач учителей, социальных педагогов, как непосредственно в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности. Одним из средств в работе с социально дезадаптированными подростками может стать театрализация образовательного процесса. В совместном театраль- ном творчестве может происходить постижение явлений окружающего мира через погружение и проживание образов, которые дают совокупность цельных знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, его пробле- мах, его отношении к окружающим, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах. Для подростка важны общение и деятельность – это магистральный путь методических поисков и отсюда возникает предположение: если театр есть дея- тельность, то театрализация учебного процесса – средство образования. Известный педагог, а также видный театральный деятель – В. А. Разумный видит в театрализации творческий метод, психолого-педагогический аспект ко- торого, состоит в том, что режиссер массового действия (учитель) – не только педагог, но и психолог, решающий проблему активизации его участников (уче- ников). По его мнению, «художественная образность выступает в массовом действии в качестве эффективного побудительного стимула, а образное реше- ние является сутью театрализации» [9, с. 27]. В педагогике театрализация образовательного процесса рассматривается как творческий метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художест- венном осмыслении того или иного социального факта, события, документа. Театральная педагогика в школе – это система и средство гуманизации об- разования, протекающая в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных пред- ставлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружаю- щим миром [5, с. 3]. Основными формами театральной педагогики в современной школе являют- ся: школьный театр; школы с театральными классами; театральная школа ис- кусств; детские зрительские клубы при профессиональных театрах и т. д. [5, с. 4]. Истоки театральной педагогики глубоко уходят в историю, так, например, еще в XVI веке, как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике, школьный театр, прочно утвердился в педагогической системе иезуитов. Театр, также представлен в практике протестантских педагогов XVI в. – Йогана Штурма и Филиппа Меланхтона, последователей Мартина Лютера [3, с. 197].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=