Университет XXI века: научное измерение 2016

Социальная работа в Тульской области… 391 Д. А. Смирнов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ Аннотация. В статье рассматриваются возможности работы с социально дезадаптиро- ванными подростками с помощью элементов театральной педагогики. Ключевые слова: социальная адаптация, социальная дезадаптация подростка, школьная дезадаптация, театральная педагогика, театрализация. Социальное развитие подростка во многом определяется его состоянием и ощущениями, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. По мнению Л. В. Мардахае- ва, «…чем более комфортно, адаптировано подросток чувствует себя в социу- ме, тем в большей степени он предрасположен к социальному развитию, а главное к самопроявлению» [7, c. 81]. Поскольку социальная адаптация по А. В. Мудрику – это «включение ин- дивида или группы в социальную среду, их приспособление к нормам, ценно- стям и устойчивая модель поведения в определенных ситуациях» [8, с. 74], то социальная дезадаптация подростка, как отмечает Е. И. Холостова – процесс противоположный социальной адаптации, то есть «нарушение процесса соци- ального развития, социализации, а также адекватного взаимодействия подрост- ка с окружением, в условиях, предъявляемых ему, той индивидуальной микро- социальной средой, в которой он существует» [11, с. 9]. М. А. Галагузова к числу признаков социальной дезадаптации подростков относит: нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и де- формацию системы ценностных ориентаций, утрату социальных связей с семь- ей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья [2, с. 176]. Статистики, характеризующей количество и состав дезадаптированных подростков, официально не существует, это одновременно и усложняет и ак- туализирует данную проблему. Однако пилотные исследования различных цен- тров фиксируют рост школьной дезадаптации детей. Л. В. Мардахаев, говоря о школьной дезадаптации, рассматривает ее как несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребен- ка, требованиям школьного обучения. Причем дезадаптация, как отмечает ав- тор: «…имеет место в отдельной (типичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптаци- онных явлений, а в школе, наоборот, дискомфортно [7, c. 83]. Причины школьной дезадаптации подростков можно представить в сво е- образном треугольнике. С одной стороны, по мнению большинства исследо - вателей это – дистанцирование школы от социальных, педагогических, псих о- логических проблем неблагополучных семей и дезадаптированных детей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=