Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 384 А. В. Карандеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Аннотация. Социальная работа с несовершеннолетними с девиантным поведением не- сет в себе определенные трудности, связанные с неприятием подростком общепринятых средств воздействия. Супервизия способна улучшить качества профессиональной деятельно- сти социальных работников, а также помочь в развитии методов и структур работы с деви- антными подростками. Ключевые слова: супервизия в социальной работе, супервизор, социальный работник, девиантные подростки, девиантное поведение. Особенность современного российского общества заключается в том, что оно предъявляет всё более жесткие и серьёзные требования к подрастающему поколению, в том числе к детям подросткового возраста. К сожалению, условия жизни, в которых живут некоторые подростки, не всегда соответствуют обще- принятым нормам, в связи с чем их поведение так же перестаёт им соответство- вать. Формирование девиантного поведения у подростка – это процесс, про- должающийся достаточно длительное время. Общеизвестным является факт, что на начальных этапах скорректировать отклонения в поведении гораздо проще, чем, когда девиация станет неотъемлемой частью личности подростка. Поэтому важнейшей задачей социального работника при работе с неблагопо- лучными подростками является коррекция именно начальной стадии девиант- ного поведения. Коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков имеет свою специфику, так как на этой стадии происходит неприятие подростком об- щепринятых средств воздействия, а поведение характеризуется нестабильно- стью эмоционально-волевой сферы и низким уровнем осознания общечелове- ческих ценностей. Подростки с девиантным поведением на начальном этапе страдают особенно тяжелыми формами покинутости, страхами, комплексами, отсутствием нормальных социальных потребностей, которые должны были сформироваться через самовоспитание, они инертны, инфантильны, некоторые, наоборот, излишне агрессивны. Свои переживания они перекладывают на со- циального работника. А тот, пытаясь проникнуть проблемами подростка, пере- полняется чувством сострадания. Это выводит его из равновесия и благополу- чия и может привести к появлению чувства вины. Возможности супервизии при взаимодействии с социальными работниками по данным вопросам сложно переоценить. Супервизор в силу своих качеств – профессионализма, опытности – сможет указать верные пути решения и помо- жет разобраться в сложившейся проблеме; позволит осознать, что необходимо понять, а не осуждать подростка, не вызывать чувство страха и ненависти,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=