Университет XXI века: научное измерение 2016

Социальная работа в Тульской области… 383 Недирективные методы воздействия направлены на саморазвитие личн о- сти, активизацию ее собственных ресурсов, обеспечивая опору на име ющиеся возможности среды. Они включают консультации, рекомендации, советы, б е- седы, в которых педагог обращается к ответственности сопровождаем ого за выбор и совершение действий, поиск решений, демонстрирует принятие уст а- новок сопровождаемого, ненавязчиво дает указания, показывая приня тие или неодобрение решения, актуализирует личностный потенциал и т. п. Таким образом, обозначенные идеи дают основание считать, что основ о- полагающими для педагогического сопровождения профессионального сам о- образования студентов служат гуманистические идеи образования и воспита- ния личности: понимание сопровождаемого как уникального явления с цел о- стным внутренним миром и создание оптимальных для его самоактуализ ации условий, принятие его как самостоятельного активного субъекта процесса са- мообразования. Именно при таком сопровождении вырабатывается индивидуальный стиль деятельности человека, формирующийся на основе приобретения ли ч- ного опыта при принятии решений. Именно такое сопровождение призвано стимулировать самостоятельность человека в решении проблемы, а не осуще- ствлять решение проблемы за него. Оно выступает как «рабочий альянс», не- авторитарное сотрудничество. Использование недирективных методов возде й- ствия позволяет создать ситуации общения между педагогом и студентом, в которых педагог слушает, формирует доверительную атмосферу, проявляет эмпатию, будучи гибким в тактике, с уважением относится к мнению сопр о- вождаемого, стимулирует его активность и деятельность по выбору поведения и решению имеющихся проблем, осуществляя функции помощника, консул ь- танта, партнера, эксперта. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что специфика педагогическ ого сопровождения профессионального самообразования будущих социальных работников связана с его направленностью на саморазвитие личности и его «вспомогательного характера» по отношению к деятельности сопровождае- мых, реализацией тьюторской позиции (роли) педагога по отношению к ст у- дентам, активным использованием недирективных методов воздействия. Литература 1. Газман, О. С. Базовая культура и самоопределение личности: теоретиче- ские и методологические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана.– М.: Изд. АПН СССР, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=