Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 382 Е. В. Гревцова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогического сопровождения профес- сионального самообразования, обосновывается его необходимость и особенности. Особое внимание автор уделяет вопросу сравнения поддержки и педагогического сопровождения как феноменов. Ключевые слова: поддержка, педагогическое сопровождение, профессиональное само- образование, будущий социальный работник В современных условиях возрастающая потребность в саморазв итии бу- дущего специалиста в условиях образовательной среды как гла вного фактора формирования его личности становится все более очевидным. В этом конте к- сте актуальна проблема педагогического сопровождения профессионального самообразования будущего социального работника. Обращаясь к одной из теоретических идей, введённых в современную педагогику российским учё- ным О. С. Газманом, – идее поддержки, мы считаем, что необходимо расши- рить сферу педагогической поддержки на вузовский этап развития личности. Однако, мы исходим из того, вслед за О. С. Газманом, что семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что по д- держивать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоя- тельности человека (в нашем случае – студента, будущего социального работ- ника) [1]. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного со студентом определения его собственных целей, инт е- ресов, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в профессиональном о б- разовании, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Процесс пер е- хода от воспитания к педагогической поддержке и наоборот диалектичен, не прост, он органично может входить в деятельность вузовского преподав а- теля. Однако жизнь подтверждает грядущую дифференциацию этих проце с- сов. Свидетельство тому – сохранение и развитие института кураторов групп, тьюторов, практических психологов, ориентированных на индивидуальную поддержку и помощь. Педагогическое сопровождение видится нам как процесс обеспечения пе- дагогических условий использования потенциала культурно-образовательной среды вуза для эффективного формирования компонентов профессионального самообразования будущих социальных работников недирективными методами воздействия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=