Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 38 То есть, надо разобраться, имеет ли место поиск новых эффективных фор- матов работы с молодежью, направленных на вовлечение ее в учебные и науч- ные исследования, а потому вводится соответствующая им новая терминоло- гия, или речь идет о вестернизации, заимствованиях без критического осмысле- ния, так как в России существовали и существуют традиционные, давно прове- ренные формы и методы. Если поискать информацию о Science Slam, например, в Википедии, то мы прочтем, что «Science Slam – это международный проект популяризации науки, направленный на создание благоприятного образа молодых ученых и исследо- вателей. Каждое мероприятие проекта состоит из серии 10-минутных выступ- лений ученых, в которых они представляют результаты своих исследований и разработок. Лучшего публика определяет при помощи аплодисментов» [1]. Близким ему по духу является поэтический поединок Poetry Slam. Первый Science Slam был проведен в Германии в 2006 г., приобрел популярность, и с тех пор подобные мероприятия с успехом осуществляются в целом ряде стран Западной Европы. В России в первый раз Science Slam состоялся в 2012 г., на всероссийский уровень формат вышел в 2014 г. На самом деле это неполное представление об этом формате, особенно в его российском варианте. Ничего не сказано о такой специфической особен- ности проведения мероприятия, как выбор места его проведения. Science Slam может проводиться не только в стенах университетов, в лекто- риях и актовых залах, но и в модных клубах, кинотеатрах, пабах и пр., где прово- дит время молодежь, то есть в местах, которые не являются традиционными пло- щадками выступлений ученых. Российский вариант Science Slam в настоящее время имеет тенденцию его проведения в нестандартных местах. Билеты на меро- приятие могут включать в себя продажу слабоалкогольных напитков, например, пива. Science Slam в городах России анонсируется, сопровождается пиар- компанией с использованием СМИ, социальных сетей и прочих ресурсов [2, 3]. Science Slam определяется не только выбором места, но и выбором цели его проведения. Проанализировав ряд мероприятий, прошедших в данном фор- мате в городах России, мы пришли к выводу, что цель, как правило, выбирают одну из четырех: – представление молодежи конкретного ученого как героя нашего времени; – вовлечение молодежи в проектную или исследовательскую деятельность; – просвещение молодежи; – реклама результатов собственных исследований молодого ученого, и, па- раллельно, реклама его интеллекта, направленная на то, чтобы заинтересовать представителей бизнес-сообществ. Иногда выбирается сочетание нескольких из указанных целей. Опыт осуществления Science Slam в модных клубах России показал, что молодежь охотно покупает билеты, идет не только отдохнуть и повеселиться, но и с удовольствием послушать что-то новое из уст слэмеров, выбрать лучше- го из них. Победителю достаются самые громкие аплодисменты. Слэмером называют ученого, который в традиционной для науки форме в сочетании с креативной должен за 10–12 минут изложить, чем он собственно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=