Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 376 Практической целью изучения языка является овладение общением, в данном случае происходит смещение акцента с активной деятельности учителя по обу- чению иностранному языку на активную деятельность учащихся по его изуче- нию, чтобы обеспечить последним возможность овладевать иностранным язы- ком, а не быть объектом обучения [1, c. 67]. Усилить коммуникативную и личностно-ориентированную направленность урока можно и при работе с текстом для чтения, в частности, в ходе проверки его понимания и в процессе обсуждения прочитанного. Если мы хотим вовлечь уча- щихся в речевое общение, а не заниматься лишь выявлением верных / неверных утверждений о прочитанном тексте, необходимо, чтобы текст затрагивал важную для подростков тему, которую они бы с интересом стали обсуждать. Еще одним решением коммуникативной задачи на уроке английского язы- ка является создание ситуаций диалогового общения. Развитие диалогической речи с помощью серии подобных упражнений предполагает овладение навыка- ми и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного взаимодействия. В таких упражнениях предусматривается тренировка ситуативного употребле- ния разнообразного языкового материала, разных функциональных типов рече- вых высказываний [2, c. 90]. Учебная ситуация является одним из важных приё- мов обучения диалогу на уроках английского языка. Участвуя в диалоговом общении, ученику нужно естественно реагировать на какие-то неожиданные повороты разговора, четко понимать свою роль в диалоге, адекватно выражать свои эмоции, убеждать собеседника и отстаивать свое мнение, а не отвечать, как робот, заготовками, даже если они содержат активную лексику. Что касается аудирования, то здесь решением коммуникативной задачи будет общение с учителем по содержанию прослушанного дома текста. После работы с аудиоматериалом дома, ситуация общения на уроке будет выглядеть более естественно. Что касается обучения письменной речи, то формы такого обучения лишь условно реализуют коммуникативный компонент на уроке, так как написанное дома письмо-жалоба, например, не затрагивает личный опыт учащихся. Но дан- ный вид обучения приобретет совершенно другой вид, если искусственным об- разом усилить коммуникативный компонент. Это можно осуществить, например, через взаимопроверку писем и диалогового общения по их содержанию. Но, к сожалению, сегодня многие учителя злоупотребляют заданиями тес- тового характера, которые проверяют знания лексики, грамматики, разных ви- дов чтения и аудирования, но совсем не создают ситуации общения. Коммуни- кативный компонент возможно реализовать только на уроке, на котором учени- ки видят задачи и проявляют интерес в поиске решений. Литература 1. Бабинская, П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / П. К. Бабинская, А. Ф. Будько.– М.: Высш. школа, 1997. 2. Щукин, А. Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин.– М.: Филоматис, 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=