Университет XXI века: научное измерение 2016
Актуальные проблемы языкового образования… 363 Р. В. Лопухина, В. И. Сальникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В статье представлен краткий анализ исследований концептуальной мета- форы, ее природы и особенностей функционирования в интеркультурном пространстве. Ключевые слова: культура, концепт, образ, метафора, когнитивный подход. В конце XIX века немецкий ученый Й. Штеклайн писал: «Мы можем пред- ставить себе духовное только с помощью чувственного. Для духовного не су- ществует самостоятельных выражений» [1, с. 102]. Данное высказывание под- тверждает тот факт, что ученые и лингвисты еще задолго до публикации известной работы Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы жи- вем» [2] отмечали, что концептуализация непонятного обычно воспроизводится в терминологии уже известного. А это означает, что метафора также представ- ляет собой способ концептуализации абстрактных понятий, которые восприни- маются и интерпретируются с помощью конкретных и интуитивно понятных человеку «квантов» знания. В современных когнитивных исследованиях метафора продолжает последо- вательно изучаться как концептуальный феномен. Так, в «Словаре когнитивных терминов» Е. С. Кубряковой обобщены достижения отечественных и западных когнитологов [3]. Именно концепт отвечает представлению о тех смыслах, ко- торыми оперирует человек в процессах мышления и познания мира в целом [4, с. 68], это сумма знаний человечества, которая может быть представлена как универсальный, сложившийся в опыте поколений, предметный код, основа коммуникации [5, с. 54]. Согласно когнитивной теории метафоры Дж. Лакоффа, источником мета- форизации является обобщение опыта практической жизни человека в мире, эти знания организованы в виде схем образов, которые постоянно воспроизво- дятся в процессе физического взаимодействия человека с действительностью. К схемам образов относятся такие ментальные категории, как «путь», «борьба», «движение», «мир», «часть – целое», «верх – низ» и т. д. Устойчивые соответ- ствия между областью источника и областью цели, зафиксированные в языко- вой и культурной традиции того или иного общества, получили название «кон- цептуальных метафор». К числу последних в европейской культуре относятся, например, метафорические корреляции время – деньги, спор – война, жизнь – путешествие, путь, любовь – болезнь и др. Наиболее важную роль метафоры играют при культурологическом изуче- нии языкового социума, так как они способны передавать важнейшую культур- ную информацию, которая базируется на взаимосвязи образности и категорий культуры через символы и стереотипы [6, с. 32]. Таким образом, концептуаль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=