Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 360 В. И. Кудинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АНТОНИМИЧНОСТИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению антонимии как проявлению одного из видов парадигматических связей в лексике. Возможность систематизации антонимов базиру- ется не только на наличии определенных семантических признаков, но и на антонимии сло- вообразовательных средств. Ключевые слова: антонимия в лексике, языковая система, способы образования анто- нимов, антонимичность словообразовательных средств. Положение о сложной взаимообусловленности языковых явлений, внут- ренней организации языка всегда были предметом пристального внимания лин- гвистов. Языковая система предполагает наличие определённой структуры, упорядоченной по горизонтали и вертикали. Вертикальная ось реализует пара- дигматические отношения между единицами данной системы. Проявлением этих отношений является наличие в языке синонимических рядов, антонимиче- ских пар, лексико-семантических групп и семантических полей, а также нали- чие различных вариантов единиц языка [1, c. 72–73]. Несмотря на то, что антонимия в лексике исследовалась достаточно долго, лингвисты разных стран на основе имеющихся научных данных предпринима- ют попытки более углубленного изучения этой языковой категории [2]. При- знаком научного подхода является систематизация и классификация получен- ной информации. Но у исследователей нет единой точки зрения на классифика- цию антонимов. Кроме того, классифицировать их можно в разных аспектах. Но даже если данная процедура производится в одном и том же ключе, типоло- гии антонимов в разных языках совпадают лишь частично. Различия в класси- фикациях слов этой категории в разных языках касаются в первую очередь морфологической структуры слов, так как в каждом языке есть свои неповто- римые способы словообразования. На протяжении всего развития немецкого языка в образовании антонимов участвовал целый ряд словообразовательных средств. Антонимия качественных прилагательных обязана своим возникновением чаще всего приставкам un-, miß-, причем главную роль играет un-: verständlich – unverständlich, treu – untreu. Префиксация занимает огромное место в процессе образования антонимиче- ских пар (примерно 40 %). Кроме того, прилагательные имеют целый ряд словообразовательных суф- фиксов: -ig, -lich, -bar, -sam, -isch, -en, -ern, -haft, среди которых многие участ- вуют в образовании антонимов. В этой функции выступают следующие по- луаффиксы: achtsam – achtlos, fehlerhaft – fehlerfrei, wasserreich – wasserarm, blutvoll - blutleer. Самым распространенным является -los.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=