Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 346 и письменном), приобретает добавочное значение оценочного, эмоционального или стилистического характера, что связано с понятием коннотации. В широ- ком смысле коннотация – это любой компонент, который дополняет предметно- понятийное содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функ- цию. В узком смысле коннотация представляет собой некий компонент значе- ния языковой единицы, выступающей во вторичной для нее функции наимено- вания, который дополняет ее объективные значения ассоциативно-образным представлением об обозначаемом в реальности действии, предмете, состоянии на основе внутренней формы наименования. В классификации С. Ульмана значения, выражаемые коннотациями, под- разделяются на три группы: 1) коннотации, связанные с именем; 2) коннотации, связанные со смыслом; 3) коннотации, ассоциируемые с определенными реги- страми [2]. Значения первой группы могут инициировать эстетические оберто- ны (приятные и неприятные). Например, мифологические ассоциации, вызван- ные именами Гектора, Елены, Ахилла, могут подкрепляться эстетическим эффектом, который не производится обычными именами. Как было указано выше, возникновение коннотативного оценочного эф- фекта связано с процессом вторичной номинации. В основе всех видов вторич- ной номинации лежит ассоциативный характер человеческого мышления. Ас- социативные признаки, актуализируемые в процессе вторичной номинации, могут соответствовать компонентам переосмысляемого значения, а могут соот- носиться с такими смысловыми составляющими, которые, не входя в набор дистинктивных признаков значения, относятся к фоновым знаниям носителей языка о данной реалии или о внутренней форме значения. В качестве одного из частных случаев реализации этого последнего способа вторичной номинации можно рассматривать прием, с помощью которого в дискурс языковой лично- сти вводится прецедентный текст [1]. Итак, коннотативная семантика является элементом значения языковой единицы во вторичной номинации, который дополняет ее объективное содер- жание ассоциативно-образным представлением о денотате на основе внутрен- ней формы наименования. Внутренней формой при восприятии имени персо- нажа выступает прецедентный текст (в широком понимании) со стороны эсте- тических характеристик, а также определенных эмоционально-оценочных сте- реотипов и аналогий. Отметим, что коннотативные признаки прецедентных на- именований мужчины или женщины представляют собой те свойства, которые обычно нравятся представителям противоположного пола и характеризуют но- сителя представляемого. Иными словами, эти коннотативные признаки демон- стрируют семантику гендерного предпочтения. Литература 1. Герасименко, И. Е. Коннотативная семантика прецедентных наименова- ний мужчины / И. Е. Герасименко // Вестн. Челябинск. гос. ун-та.– 2008.– № 16.– С. 39–45. 2. Ульман, С. Стилистика и семантика / С. Ульман // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика.– М., 1980. – С. 236–239.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=