Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы языкового образования… 343 ции» своей познавательной деятельности. В современной педагогической прак- тике существует достаточно большое количество средств и приемов, с помо- щью которых возможно активировать научно-познавательную деятельность школьников. К ним относятся моменты в обучении, когда школьник на уроке английского аргументировано защищает свою позицию, приводит различные подтверждения и доказательства своей правоты, активно использует получен- ные на уроках английского языка знания (в качестве примера для защиты и ар- гументации своей точки зрения можно привести «серую зону» между past sim- ple и present perfect, когда возможно использование как одного, так и другого времени учеником и, самое главное, необходимо объяснить, чем обусловлен сделанный выбор), задает множество вопросов педагогу, активно обсуждает спорные моменты с другими учащимися, пытается выяснить непонятные ему моменты в обучении. При активизации мыслительной деятельности школьни- ков, педагогу необходимо выделять четыре базовых (ключевых) уровня усвое- ния знаний школьниками. Один из первых – репродуктивный. На этом уровне ученики выполняют несложные задания, не требующие анализа, в них уже включены правила, необходимые выводы. Как правило, большинство школьни- ков без труда справляются с ними. На втором уровне школьникам на уроках английского языка необходимо применять определенные правила по известно- му образцу. На третьем уровне необходимо уже применять элементы анализа и синтеза, обобщения разрозненных элементов и фактов. В данном случае от школьника уже требуется наличие способностей логически обрабатывать эле- менты предлагаемой педагогом задачи. На этом этапе у многих учеников воз- никают трудности при выполнении предложенных заданий, зачастую, с зада- ниями справляются далеко не все, и это указывает на то, что учителю необхо- димо вырабатывать у таких школьников специальные способы самостоятельно- го усвоения и анализа знаний. Четвертый уровень – это уровень творчества, здесь ученикам нужно научиться применять готовые знания в совершенно от- личных от привычных им условиях. Таким образом, самостоятельность и активная позиция в образовательном процессе помогают школьнику стать успешным участником современного со- циума, способствует развитию когнитивных и коммуникативных способностей. Необходимо отметить, что активность школьника вырастает исключительно из его потребностей. И чем больше у него потребностей в познании, тем разнооб- разнее виды его познавательной активности. Задача педагога активировать «по- лезные» направления активности школьника и нивелировать «ложные». Это достаточно сложный процесс так как, в этот период потребности у ребенка дос- таточно часто меняются, в связи с этим учителю необходимо регулярно менять способы активизации мыслительной деятельности на уроках английского язы- ка. Необходимым условием при этом является активность самого школьника. Какой бы ни была личность учителя, не прикладывая собственных усилий, школьник не сможет добиться необходимых результатов в изучении иностран- ного языка. Замечательный педагог Ушинский К. Д. указывал на то, что учаще- муся необходимо самому получать, анализировать и синтезировать знания, а преподаватель всего лишь предоставляет ему все необходимое для изучения,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=