Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 336 стическим духом. Исторические картины передвижников характеризуются глубокой психологической разработкой образов исторических деятелей, изо- бражением драматических моментов русской истории. Таковы произведения Н. Н. Ге – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.); И. Е. Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.). Примечательны и поражают реалистическим духом полотна В. И. Су- рикова, где впервые народ был показан как главная действующая сила истории. В исторических картинах художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), история России показана в своем подлинном величии, в драматических ситуациях, в которых раскрываются мо- гучие народные характеры, прекрасные душевные черты человека. В своем творчестве художник прославляет русский народ, его стойкость и мужество, бунтарский дух и твердую веру в справедливость. Русская пейзажная живопись наивысшего расцвета достигла в произведе- ниях художников-передвижников В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, И. И. Шиш- кина, В. А. Серова, И. И. Левитана. А. К. Саврасов явился основоположником русского лирического пейзажа, а его знаменитое произведение «Грачи прилете- ли», написанное в 1871 г., стало настоящим откровением. Скромный, незатей- ливый сюжет, близкий и знакомый каждому, получил художественное вопло- щение и глубоко человеческое содержание. Этот пейзаж отличается внешней простотой, наполненностью жизнью, одухотворенной красотой. В картинах И. И. Шишкина природа средней полосы России показана во всем своем вели- чии и неповторимом облике. Произведения Шишкина «Рожь» (1878 г.), «Среди долины ровныя» (1883 г.), «Лесные дали» (1884 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) выражают огромную любовь к России, ее необъятным просторам. Все творчество художника пронизано живым ощущением природы, передающим поэтический образ родного края во всем его реалистичном своеобразии. Своим творчеством художники-передвижники внесли существенный вклад в широкое общедемократическое движение эпохи, в борьбу прогрессивных сил российского общества против пережитков крепостничества в царской России. Неудивительно, что передовая часть общества поддерживала движение пере- движников – в первую очередь, это такие деятели искусства, как М. Е. Салты- ков-Щедрин, В. В. Стасов, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский [1, с. 99]. Даль- нейшее развитие реализма как крупного культурного и философского пласта в русском искусстве показало, что творчество художников-передвижников – это значительный вклад в формирование данного направления, ставшего осо- бой творческой системой, которая, выйдя за пределы художественно-эстетичес- кой сферы, превратилась в систему взглядов на окружающую действитель- ность, как природную, так и социальную; на место человека в мире и на его от- ношение к происходящему вокруг и к самому себе. Творческие тенденции художников-передвижников ярко проявились в искусстве А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. А. Фаворского, К. С. Петрова- Водкина и многих других замечательных мастеров, участвовавших в созидании нового реалистического искусства первой половины XX века.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=