Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 335 родной жизни, поэтому к ней были прикованы взоры художников-передвиж- ников в поисках идеала и положительного образа. В их произведениях крестья- не показаны уже не только страдающим, как это было в 1860-е гг.; в более поздний период художники находят в крестьянской жизни светлое нравствен- ное начало, которое достойно уважения и почитания. Наиболее ярко крестьянская тема раскрыта в картинахГ. Г. Мясоедова, на- пример, «Земство обедает» (1872 г.), «Страда» («Косцы») (1887 г.); В. М. Мак- симова - «Знахарь на деревенской свадьбе» (1874), «Семейный раздел», (1876 г.), «Больной муж» (1881 г.) и др. Картины характеризуются особым вниманием, которое живописцы уделяют внутренней характеристике крестьян, умением создать выразительные типы, как, например, в образе крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. Большим психологическим воздействием обладает и пей- заж, как, например, в картинах Г. Г. Мясоедова, золотое ржаное поле, на кото- ром косят рожь крестьяне, легкие воздушные облака на небе, розовые отблески на горизонте – рождают ощущение торжественной задумчивости, ожидания важных перемен. В картинах художников-передвижников остро показаны образы войны. Так, в картине К. А. Савицкого «Проводы на войну» (1880–1887 гг.), обрисова- на многообразная народная масса, показано множество характеров и драмати- ческих ситуаций, навеянных событиями русско-турецкой войны. Острой соци- альной насыщенностью и реалистической направленностью отличаются произ- ведения художника-жанриста В. Е. Маковского. В его картинах, созданных в городской жанре, изображены представители самых различных классов и со- словий. В таких произведениях как «Крах банка» (1881 г.), «Оправданная» (1882 г.), «На бульваре» (1887 г.), «Не пущу!» (1892 г.), «Вечеринка» (1897 г.), обнаруживается прекрасное знание психологии человека. Художники-передвижники создали большую портретную галерею. В своих портретах живописцы изображали лучших людей России: выдающихся деяте- лей искусства, науки. Многие из этих портретов были выполнены по заказу из- вестного коллекционера П. М. Третьякова, для пополнения коллекции его гале- реи. Среди выдающихся мастеров портрета выделялись В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, Серов. Портретные образы пере- движников отличались реалистической направленностью, психологической глубиной, умением раскрывать характер человека, именно поэтому в них отра- жалась эпоха со всеми ее противоречиями. Так, портрет Достоевского, напи- санный В. Г. Перовым в 1872 г., показывает великого русского писателя в пе- риод раздумий и переживаний за судьбы «униженных и оскорбленных». Бле- стящими портретистами были И. Н. Крамской, И. Е. Репин, создавшие портре- ты Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского и других выдающихся людей, наполнен- ные внутренней значительностью образов, богатством внутреннего содержания и передающие масштаб личности героев портретов. В области исторической живописи у передвижников также проявились реформаторские тенденции. Вместо псевдоисторических полотен мифологиче- ского и религиозного содержания академической школы на выставках пере- движников появляются картины на темы русской истории, наполненные реали-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=