Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 334 А. А. Стеценко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – доктор искусств, профессор А. И. Майоров ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ-ПЕРЕДВИЖНИКОВ НА РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В. Аннотация . В статье отражена история возникновения объединения художников- передвижников, их внедрение реалистических направлений в живописи. Рассматривается развитие их творческих идеалов под прямым воздействием революционно-демократической мысли шестидесятых годов XIX в. Ключевые слова: реализм; русское искусство XIX в.; художники-передвижники. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объедине- ние – Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 году, и просуществовавшее вплоть до 1923 года, было создано русскими живописцами и скульпторами, придерживавшихся в своем творчестве реали- стического направления. Возникновение Товарищества было обусловлено кри- зисом официального академического искусства, общим подъемом демократи- ческой культуры в середине XIX века и подготовлено деятельностью петер- бургской Артели свободных художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, ставшим в 1870 г. одним из членов-учредителей Товарищества. То- варищество передвижных художественных выставок полностью унаследовало опыт передового искусства первой половины и середины XIX в., в первую оче- редь, творческих достижений В. В. Пукирева и П. А. Федотова. Появление объ- единения, подобного Товариществу, основанного на искусстве замечательных предшественников и очень активно прогрессирующего в сфере реалистическо- го искусства, было огромным историческим завоеванием русского искусства. Передвижники не просто восприняли достижения искусства своих предшест- венников, но представили современную живопись как явление совершенно но- вого порядка [6, с. 9]. Примечателен процесс формирования эстетических взглядов основателей Товарищества – В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, И. И. Шишкина. Их творческие идеалы развивались под пря- мым воздействием революционно-демократической мысли шестидесятых годов XIX в., эстетики В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Вместе с тем в создании идейного единства художников передвижников огром- ную роль сыграли И. Н. Крамской и В. В. Стасов, в своих статьях последова- тельно проводивших мысль о том, что реалистическое искусство призвано вос- питывать в человеке чувство долга перед народом, должно отвечать передовым стремлениям времени [3, с. 165; 7, с. 54]. Именно поэтому одно из центральных мест в творчестве передвижников занимала крестьянская тема. Противоречия общества 1870–80-х гг. обнаружились наиболее наглядно при освещении на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=