Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 329 старый дом», «Скрипач вечерний», «Веер с сиренью и дамы портрет». Картина «Последний троллейбус» названа словами песни Булата Окуджавы, которую исполняют в Театре песни Елены Камбуровой, ему она и посвящена. Безуслов- но, что так называть произведения может только художник, в чей личный опыт как культурная практика входит чтение, имеет место не просто знакомство, а знание поэзии, «воспитанность» не только глаза, но и уха. Литературная осве- домленность живописца очевидна в использовании в названиях работ литера- туроведческих терминов, обозначающих тот или иной жанр в искусстве слова: «баллада», «трактат», «хроники», «роман» – все это вполне конкретные аллю- зии. Необходимо отметить и образ книг в произведениях художника, например в картине « Библиотекарь приключений», 2006 года. Наиболее известный и признанный прием взаимодействия слова и изобра- жения – иллюстрация. У А. И. Майорова это мир сказочных персонажей Ганса Андерсена. Вне книжного листа трудно судить насколько тесна связь рисунков с текстом, можно ли отыскать в нем строки для подписи, которые конкретизи- рует изображение. Но определенно они погружают зрителя в атмосферу ска- зочности, свойственную в каждом случае всему тексту писателя, и потому их можно отнести к иллюстрациям синтетического типа. Цветовая насыщенность, сопряжение разных пространственных модальностей, костюмы персонажей придают им самодостаточность и вне литературного текста, органично вводя зрителя в индивидуальное художественное пространство мастера. К иллюстра- циям принадлежат и визуальные вариации поэтических строк поэтов Серебря- ного века Саши Черного, Валерия Брюсова, Игоря Северянина, образующие цикл « Поэтические строфы» 1993 года. Итак, интермедиальность как авторская стратегия безусловно отличает ху- дожественную практику А. И. Майорова, будучи, по моему мнению, одним из проявлений самобытной современности художника. Литература 1. Александр Майоров. Альбом / Сост. А. И. Майоров.– Тула, 2009. 2. Погорелова, И. Ю. Интермедиальность как художественная стратегия XXI века [Электронный ресурс] / И. Ю. Погорелова.– URL: http:// pglu.ru › upload/ iblock/914/uch_2014_vi_23.pdf (дата обращения: 24.05.2016). 3. Тишунина, Н. В. Методология интермедиального анализа в свете меж- дисциплинарных исследований / Н. В. Тишунина // Методология гуманитарно- го знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойлови- ча Кагана: Материалы междунар. науч. конф. (18 мая 2001 г., Санкт-Петербург). Сер.: Symposium. Выпуск № 12.– СПб.: Санкт-Петербургское философское об- щество, 2001.– C. 149–154.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=