Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 327 Л. И. Решетова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СТРАТЕГИЯ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ХУДОЖНИКА А. И. МАЙОРОВА Аннотация. В статье рассматривается интермедиальность как авторская стратегия в произведениях члена-корреспондента РАХ живописца А. И. Майорова, определяются ее проявления во взаимодействии вербальной и иконической художественных систем. Ключевые слова: взаимодействие, изображение, интермедиальность, картина, поэзия, текст. Каждый, кто знаком с произведениями художника А. И. Майорова, не мог не отметить для себя, что они существуют не только в контексте совре- менного художественного процесса, но и в контексте литературного про- странства. Его структурируют имена писателей и поэтов, упоминаемые в на- звании полотен, образы, созданные ими и воспроизведенные живописцем, ил- люстрации А. И. Майорова к литературным произведениям, высокая оценка его творчества современными писателями: А. Битовым, Е. Поповым, Е. Рейном, П. Басинским и другими, быть может, менее известными [1, с. 206–212]. В перспективе обозначенной темы личный опыт общения художника А. И. Майорова, его читательские впечатления, понимание литературы как вида искусства, ее образности, безусловно, не могли не сказаться на выборе интер- медиальности в качестве одной из авторских стратегий [2] в его художествен- ной практике. Интермедиальность «<….> это особый тип внутритекстовых взаимосвязей в художественном произведении, основанный на взаимодействии художественных кодов разных видов искусств» [3, с. 153]. В данном случае, литературы и живописи, вербальной и визуальной художественных систем. Представляется целесообразным выделить несколько приемов внутритек- стового взаимодействия, которые использует художник А. И. Майоров. Самый очевидный тот, что квалифицируется гуманитариями как битекстуальность, здесь – введение в живописное пространство вербального текста, отсылающего зрителя к восприятию дискурса иного типа. Создаваемый автором полотна, иконический образ речи в этом случае приобщает зрителя к поэтическому сло- ву. В произведениях А. И. Майорова можно отыскать несколько примеров та- кого рода внутритекстовых взаимодействий. «Часы и четки. Посвящение Иосифу Бродскому» 2001 года. В пространст- во картины введены в качестве изображения поэтические строки, служащие своего рода фоном, на котором четко пририсован контур песочных часов, от- части скрывающий письменный текст. Однако внимательный и пристальный взгляд зрителя может прочитать, а знаток и определить, что это цитата из «Пи- сем римскому другу (Из Марциала)» Иосифа Бродского. Такое введение вер- бального текста в художественное пространство плоскости привносит в него новые интонации, дает импульс ассоциациям зрителя, которому необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=