Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 325 П. А. Пронин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СМЫСЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматривается процесс эстетического образования и воспита- ния личности через приобщение к различным видам художественной деятельности. Ключевые слова: личность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, худо- жественные практики. Смысл образования человека заключается в приобщении его к прошлому, настоящему и будущему культуры. Данный подход предполагает ориентацию на передачу подрастающему поколению основ всего социокультурного опыта человечества, а также усиление роли эстетического образования в процессе формирования личности. Социально-эстетические ценности («человеческое содержание») составля- ют базу эстетического образования. В них отражается объективная необходи- мость бытия и его цели, диктуемые развитием общества и наличной жизненной ситуацией [2]. Суть эстетического образования заключается в его направленности на обеспечение информационного процесса познания мер человеческого рода, процесса передачи знаний, образов прежней человеческой деятельности, а так- же передачи, получения и восприятия информации. Эстетическое образование в соответствии с новой образовательной пара- дигмой представляет собой единство эстетического обучения и эстетического воспитания. Оно является широкой комплексной проблемой, где пересекаются пути философской, педагогической, психологической и социальной наук [1]. Эстетическое образование может выступать в качестве: – процесса передачи образа человека как родового существа, а также зна- ний о его сущностных силах, ценностях и мерах; – способа сохранения и передачи общечеловеческой информации после- дующим поколениям; – способа создания условий для эстетического развития человека, и подго- товки его к активной творческой деятельности; – процесса формирования эстетического сознания индивида [3]. Говоря об образовании, в частности, эстетическом, мы подразумеваем также его составной блок – эстетическое воспитание. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправ- ленное формирование в человеке его эстетического отношения к действитель- ности. Оно направлено на разработку системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном кон- кретном обществе представлениями об их характере и назначении [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=