Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 323 вает коммуникативные умения, способствует выражению индивидуальности, раскрывает потенциал в непредвиденной ситуации. Также квест снимет ранее навешанные в группе ярлыки и даст возможность обыграть каждому новые со- циальные роли (ведущего, лидера, главного ответственного), поможет в форми- ровании установок на ведение ЗОЖ, на борьбу с девиациями и их профилакти- ку не только у себя, но и в своей микрогруппе (друзей, семье). Профилактическая работа с молодёжью в рамках культурно-воспита- тельной среды, творческо-полезной групповой деятельности (игры, тренинги, упражнения и т. п.) приводит к следующим результатам: «ориентация на ЗОЖ, на развитие позитивных поведенческих стратегий, личностных ресурсов, креа- тивных способностей, интерактивных и коммуникативных навыков» и т. д. [4]. К системе социального контроля за девиантным поведением относят: «индиви- дуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой,… и характер общественного самосознания – обществен- ная самооценка и оценка группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция)» [5]. Это становится возможным при реализации кве- ста – через включение личности в общественные действия. Участвуя в интеллектуальных квестах и готовясь к ним (в музее, парке, библиотеке), мы отмечаем, как это развивает эрудицию, внимательность, сооб- разительность у детей и молодёжи. В процессе «домашнего задания» к квесту мы делаем иллюстрации по сказкам (для выставки работ), макеты (лепим, склеиваем или готовим из еды сцену из сказки или себя в образе героя), придумываем и подбираем костюмы. Перед самой сказкой-квестом проходит обсуждение. Команда голосует за на- звание и выбирает капитана. Начинаются задания: команда получает путевод- ный лист по станциям (это могут быть: «Вредные привычки», «Агрессия и кон- фликт», «Злые разбойники» и т. п.). Мы как участники получаем, к примеру, «Сундучок с волшебными предметами» (яблоко вместо сигареты, сердце вме- сто камня и т. п.) и переходим на костюмированную станцию с героем (актё- ром), который ведёт повествование от первого лица – «как я не стал наркома- ном, бросил плохую компанию и изменил жизнь». Дети и молодые люди про- должают, отвечают на вопросы. По результатам тематического разговора (на знание способов профилактики девиаций) ставятся баллы. Все станции уни- кальны: к примеру, правильно разложить предметы по терминам; отгадать ил- люстрации; сделать что-либо своими руками (тряпичную куклу-оберег, шлем- защиту от девиаций, рисунок счастливого будущего); разыграть сценку и по- пробовать себя в роли главного защитника от пороков (Ильи Муромца, ору- жейника Просперо, Чиполлино, Оли и Яло); станцевать за «здоровый стиль жизни»; прочитать стихи и спеть; изобразить без слов виды девиаций и спосо- бы их профилактики (шарады). Подсказками прохождения для перехода между уровнями могут стать части карты («лабиринта здоровья», «антидевиантного маршрута»). Квест как технология особо интересен нам для решения каких-либо про- блем у молодёжи (замкнутости, агрессивности, неумению работать в команде и выполнять чётко поставленные цели), для профилактики девиантного поведе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=