Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 322 Ю. В. Назарова, М. В. Смелова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ Аннотация. Статья привлекает внимание к признанию квеста одной из педагогических технологий и обучения, и социализации, и профилактики отклонений в поведении у детей и молодёжи. Разработан один из вариантов проведения квеста на профилактику девиантного поведения. Ключевые слова: организатор работы с молодёжью, квест, профилактика девиантного поведения, социализация, педагогическая технология. Квест (от анг. Quest – «поиск») – «интерактивная игра на время, в ходе ко- торой команды проходят по заранее спланированному маршруту, где каждая точка которого задана в виде головоломки» [1]. Квест мы рассматриваем как коллективно-творческую деятельность. КТД – это «образовательно-воспитательные мероприятия, характеризующиеся това- рищеским взаимодействием детей и взрослых, высокой индивидуальной актив- ностью каждого члена коллектива, творческим созидательным характером со- держания деятельности, развитым самоуправлением, чувством взаимной ответ- ственности» [2]. В КТД – квесте мы выделяем ряд особенностей: подготовка к игре; участие в празднике; мобилизация всех знаний; чувство организованной команды; приобретение положительных эмоций; побуждение к инсценировке, к инициативности, самообразованию. Если квест литературный – то через игру можно «рекламировать» чтение; семейный квест способствует посвящению взрослых в члены детско-юношеской группы, объединению детей с родителя- ми; социальная направленность квеста ставит целью популяризацию ЗОЖ и профилактику девиантного поведения (т. е. отклонений от нормы) (случаев дезадаптации; аддикций, сводящихся к вредным привычкам и применению пси- хоактивных веществ; аутодеструкций – саморазрушения; делинквентных дей- ствий – т. е., запрещённых законом и направленных против окружающих) [3]. Педагоги, работающие с подростками и юношами, анализируют их кол- лективное общение, т. к. отношения личности со сверстниками должны быть выстроены гармонично. В социуме личность проявляется, меняется, самореали- зуется, адаптируется. Направить процесс социализации, помочь в выражении позитивно оцениваемого обществом успеха, в контроле за чувствами (хрониче- скими неуверенностью в себе, тревогами, сомнениями и переживаниями) спо- собна одна из возможных форм КТД: интеллектуально-подвижная игра – квест. Через квест педагог может в обучающе-игровой форме избавить воспитан- ников от эмоционального дискомфорта, внутреннего зажима, конфликтности со сверстниками или семьёй, негативных опыта и установок по отношению к об- щепринятым социальным требованиям. На наш взгляд, участие в квесте разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=