Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 320 Следует отметить, что образ матери – один из традиционных в русской ли- тературе. Можно вспомнить поэзию Н.А. Некрасова, А. А. Блока, Н. А. Клюева, произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького, М. А. Шолохо- ва и других. Есенин при глубокой индивидуальности этого образа достиг высо- кой степени обобщения и типизации. Слова: «Ты жива еще, моя старушка?» [1, с. 96] – будят в каждом человеке то духовное, сокровенное, что приглушено суетой нашей жизни; «Жив и я. Привет тебе, привет!» [1, с. 96] – утверждают неразрывную связь с родным и близким. И молитвенные строки: «Пусть стру- ится над твоей избушкой / Тот вечерний несказанный свет» [1, с. 96] – позво- ляют увидеть и родной кров, и мать в каком-то золотистом, «божественном» сиянии. Обратим внимание на то, что строки «Ты одна мне помощь и отрада, / Ты одна мне несказанный свет» [1, с. 97] перекликаются со словами молитвы, обращенной к Богородице: «Богородица-дева, не презри меня, грешного, тре- бующего Твоей помощи и Твоего заступления. На Тебя уповает душа моя и по- милуй мя…». Что же происходит в душе поэта? Лирический герой Есенина вроде бы отказывается от молитвы как таковой: «И молиться не учи меня. Не надо! / К старому возврата больше нет» [1, с. 97] – но она невольно, незави- симо от его сознания приходит на память, когда герой думает о матери. Так по своим канонам творит иконописец образ Богоматери: скорбный лик, мудрый, всепроникающий и всепрощающий взгляд… И есенинский сло- весный образ – тот же по своим русским, национальным, песенно-поэтическим канонам. И связывается он со старенькой женщиной «в старомодном, ветхом шушуне», с вечным ожиданием матери давно пропавшего сына, с пустынной дорогой, на которую она смотрит с надеждой. За всеми этими знаковыми чер- тами стоят черты, столь присущие Матери Иисуса: вечное терпение, любовь, ожидание, надежда. Если иконописец, создавая образ Богоматери, возвеличива- ет Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то Есенин в своем стихотворении творил молитву Сына о Матери. И молитва эта в одну из самых «безбожных» эпох вошла в сердца читателей и осталась там навсегда. В последние годы жизни поэта герой Есенина, находясь на грани жизни, не утрачивает до конца своих внутренних духовных опор. И эту роль духовных опор вновь выполняют воспоминания детства. В стихотворении 1925 г. «Мой путь» читаем: Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая. Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет. [1, с. 250] Чувство родины, семьи, рода – та единственная защита, которая способна со- хранить все лучшее в человеке, спасти и уберечь его от жизненных бурь, от глумящейся толпы, от трагических блужданий помраченного духа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=