Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 318 Л. В. Захарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ОБРАЗНОСТИ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ Аннотация. В статье прослеживается эволюция христианской образности в лирике С. А. Есенина последних лет (1923–1925). По мнению автора статьи, из поздней поэзии Есе- нина почти исчезают христианские мотивы и образы, столь характерные для раннего этапа творчества поэта. Исчезает и богоборческая, и одновременно богоискательская риторика революционных поэм. Но это означает лишь, что сокровенная, интимная духовная жизнь Есенина и его лирического героя ушла внутрь, сосредоточилась в потаенных глубинах его сознания. В это время Есенин как никогда далек от внешних форм религиозности и одновре- менно как никогда близок к восприятию нравственных, этических законов русского право- славия, русской духовной культуры. Ключевые слова: поэт, лирика, стихотворение, христианский, мотив, образ, духовный, культура, русский, православие, нравственный, этический, жизнь, смерть. Христианские мотивы и образы, как известно, прочно вошли в поэзию С. А. Есенина еще на раннем этапе творчества. При этом можно говорить об эволюции христианской образности в творчестве поэта: от лирического «иноче- ства», постижения духовного смысла русской истории через противоборство божественных и сатанинских сил, создание поэтического образа Христа- младенца и обожествление природы в ранних стихотворениях и поэмах – через воплощение темы братства и единения, духовного воскресения живущих и при этом – дерзкое отношение к Богу, богоборческий пафос революционных поэм 1917–1919 годов – к почти полному исчезновению христианских мотивов и об- разов в лирике поэта 1920-х годов. В 1923 году Есенин пишет стихотворение «Мне осталась одна забава…», в котором размышляет над собственной верой в Бога. В это время исчезают мо- тивы «богоискательства» и богоборчества революционных поэм, «хулиганство» начала 20-х годов. Перед нами – формирование человеческой духовности. Яс- новидец, пророк побеждает бунтаря, хулигана. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились – Значит, ангелы жили в ней. [1, с. 100] Нередко вопросы читателей вызывают самые, пожалуй, знаменитые строки этого стихотворения: Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь. [1, с. 100]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=