Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 313 есть некоторый определенный образ всеединства. Истинный смысл любви как чувства заключен в том, что она дает нам возможность признать за другим его безусловное центральное значение, сделать его целью, а не средством. Любовь, по мнению В. С. Соловьева, важна не просто как одно из чувств, а, в первую очередь, как перенесение жизненного интереса в центр личности другого. Это свойственно любому типу любви, но половой любви по преимуществу. Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле истинный ее смысл, заключенный в преобразовании двух ограниченных существ, в одну абсолютную идеальную личность. Настоящий человек в полноте своей идеальной личности, не может быть только мужчиной или только женщиной, он должен стать выс- шим органическим единством обоих. В. С. Соловьев отмечает:«осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодо- левших свою существенную рознь и распадение, – это и есть собственная бли- жайшая задача любви» [1]. Чувство любви представляет собой только побужде- ние, говорящее нам о том, что мы имеем возможность воссоздать целостность человеческого существа. Когда в человеческом сердце зажигается божественная искра любви, вся «мучащаяся тварь ждет первого откровения славы сынов Божьих». Однако, «без действия сознательного человеческого духа Божья искра гаснет, и обманутая природа создает новые поколения сынов человеческих для новых надежд» [1]. Размышляя о половой любви, В.С. Соловьев отмечает, что для человека противоестественно не только всякое беспорядочное, лишенное высшего, духовного проявления удовлетворение чувственных потребностей, но также недостойны и противоестественны те союзы, которые поддерживаются и заключаются лишь на основании гражданского закона, для целей общественно- моральных, с утратой духовного, мистического начала в человеке. Истинная лю- бовь – та, которая имеет возможность утверждать безусловное значение челове- ческой индивидуальности в другом и в себе, а также оправдывать это безуслов- ное значение в действительности. Такое проявление любви избавляет человека от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь. Таким образом, любовь в учении В. С. Соловьева – представляет собой во- площение вечных ценностей. Цель половой любви – не физическое рождение, а духовное рождение, преображение телесное. Мыслитель говорит о том, что любовь в человеке, как и красота в природе, не есть лишь красота природы или любовь человека. Это нечто превосходящее данные понятия, онтологически сущее, в полной мере от самой природы и человека не зависящее, объемлющее его и рождающее истинный смысл бытия. Учение о любви В. С. Соловьева, на наш взгляд, является важным и актуальным для современного общества, так как идея наполнения любви высшим смыслом в эпоху духовного обнищания нации не должна оставаться без внимания. Литература 1. Соловьев, В. С. Смысл любви [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев.– URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Solov/Sm_Lubv.php (дата об- ращения: 08.06.2016).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=