Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 311 ветствующего высоким современным требованиям, развития культуры и циви- лизации воспитание элитарной части общества, которая, в противоположность массе, будет обладать обширными знаниями, интеллектуальным и творческим потенциалом, неунифицированным мышлением, независимым и оригинальным собственным мнением, научным, целостным, системным, концептуально- мировоззренческим подходом к рассмотрению и оценке любых явлений. Моти- вацией для такого самоформирования, кроме выше перечисленных, может по- служить нежелание пополнить ряды посредственной массы с низкими вкусо- выми и культурными запросами, потребительским отношением к жизни, отсут- ствием индивидуальности и личной значимости. Серьезным негативным проявлениям массового сознания является также отсутствие навыков духовных исканий, способности глубоко и тонко чувство- вать, привычки мыслить и анализировать и отсюда – бездумность и безынициа- тивность, поверхностность мыслей и чувств и чаще всего безразличное, потре- бительское отношение к культуре и ее достижениям, отсутствие потребности ее сохранять, ценить, приумножать. А ведь именно наличие такой потребности входит в гуманистическую составляющую современного культурного сознания, которая и обеспечивает сохранение и дальнейшее плодотворное развитие куль- туры общества. Гуманистическое воспитание предполагает формирование ду- ховных сущностных сил личности, ее духовного начала как основополагающе- го, ведущего. Достижение этого возможно посредством возрождения в общест- венном сознании господства гуманистических ценностей – через развитие гу- манистических установок, безальтернативной ориентации в поведении, жизни и деятельности человека на ненасилие, терпимость, толерантность, компромис- сы. Также путем активизации эмоционально-чувственной сферы, восстановле- ния гармоничного сочетания эмоционального и рационального как главных компонентов духовных проявлений человека. Все это не только позволит сформировать у молодого поколения желание и потребность беречь и плодо- творно развивать культуру и цивилизацию, но и станет мощным средством вос- питания гуманистического сознания, высокой духовности, гражданственности. Таким образом, успех в деле культурного формирования молодого поколе- ния, студентов, будущих специалистов – субъектов культуры – зависит, с одной стороны, от учета особенностей культурного сознания и условий жизни в совре- менную эпоху – эпоху постмодернизма, информационной цивилизации и массо- вой культуры. С другой стороны – от умелого выбора подходов к процессу фор- мирования, путей и способов воспитательного воздействия, опоры на современ- ные мировоззренческие и мотивационные приоритеты и культурные образцы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=