Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 310 ществе, личностной значительности и состоятельности, материального благо- получия. Подобная мотивация и вытекающая из нее установка на реализацию соответствующих целей неизбежно приведет к пониманию необходимости ин- теллектуальной, профессиональной, общекультурной подготовки для достиже- ния жизненной успешности – что совпадает с основополагающими условиями успешности человека в современном постиндустриальном обществе. К ним от- носится наличие обширной базы знаний, в том числе – глубоких специальных знаний, непрерывного интеллектуального поиска, умения информацию добы- вать, перерабатывать, анализировать, обобщать, преобразовывать и получать на ее базе новые знания. Тем самым будет решаться задача подготовки поколения высокообразованных, интеллектуально развитых людей. Такие свойства, характерные для юношеского и молодежного сознания, как направленность на поиск, эксперимент, нетрадиционные подходы, макси- мализм, низвержение авторитетов, выработка собственных точек зрения и по- зиций, – могут стать хорошей почвой для развития совершенно необходимых в информационной цивилизации творческих способностей и активности, креа- тивности. Этому послужат и такие духовно-ценностные ориентиры молодежи постмодернистской эпохи, как установка на абсолютную свободу, отвержение любого диктата и обязательного образца, своеобразный нигилизм. Опора на мотив социальной успешности поможет и в формировании куль- туры поведения, общения, внешности молодого поколения – в противопостав- ление распространенному в постмодернистском обществе нонконформизму, эпатажности, поведенческому радикализму. Формирование мотивации в этом случае должно сочетаться со знакомством с этикетными образцами как этало- нами хорошего вкуса, высокого качества и высокой культуры и в целом с озна- комлением со всеми нормами и правилами культурного поведения, культуры внешности, современными требованиями к деловому и социально состоявше- муся, достигшему серьезного социального статуса человеку. Немаловажное значение здесь играет хорошо продуманное и организованное информирование молодежной аудитории о роли имиджа делового и успешного человека, знания правил этикета, хороших манер, а также целенаправленное культивирование в обществе соответствующих эталонных образцов. При этом малоперспектив- ным было бы в условиях постмодернистской культуры навязывать их как един- ственно правильные и не поощрять разнообразие, свободный поиск, экспери- мент и новаторство. Наряду с мировоззрением постмодернизма фактором влияния на сознание общества и, прежде всего, его младших поколений оказывается массовая культу- ра, для которой характерны упрощенность и поверхностность, стереотипность и шаблонность, ограниченность и инертность массового сознания. Также– не- креативность мышления, неспособность охватывать процессы в развитии, гос- подство дилетантизма и опора на эмоции, чувства. Не только все данные черты массовой культуры в совокупности, но и каждая из них в отдельности способны формировать исключительно нетворческого, примитивного, узко и негибко мыслящего и консервативного человека, потребительски относящегося к жиз- ни. Это убедительно доказывает, насколько важно для прогрессивного, соот-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=