Университет XXI века: научное измерение 2016

Философия, культура и этика в современном мире 309 Ключевыми же факторами влияния на культуру XXI века, определяющими пути и способы культурного формирования молодого поколения, оказываются два сосуществующих и одновременно господствующих мировоззрения – по- стмодернистское и мировоззрение массовой культуры. Важнейшей приметой постиндустриальной эпохи, в которой мы живем, стало формирование особого культурного феномена – постмодернистского соз- нания. Главными его ценностями становятся не упорядоченная модель мира с центром смысла, вокруг которого группируются ценности, а демонтаж этого центра, разрушение иерархии ценностей, эклектическое сочетание разнородных элементов, признание множественности, бесконечного числа картин мира и иро- ничное восприятие авторитетов, традиций. Акцент теперь переносится не на кон- сенсус, а на диссенсус, разногласие, не на определённость и однородность, а на разнообразие, неопределённость и изменчивость, на деконструкцию. В итоге в условиях культурного плюрализма происходит деиерархизация культуры, де- лающая невозможным утверждение новой системы ценностей, и человек вынуж- ден пребывать в состоянии духовной аморфности, внутренней неустойчивости. Становится очевидным, что новое культурное мышление, основанное на отказе от всех форм унификации, абсолютизации, направленное против всякого рода норм, авторитетов, традиций и абсолютной истины, а также характери- зующееся неустойчивостью и динамизмом, диктует необходимость выработки принципиально иных подходов к воспитанию, культурному формированию бу- дущих субъектов культуры. Переход к плюралистической культурной модели, с параллельным сущест- вованием внутри нее совершенно разных культурно-мировоззренческих уста- новок, идей, теорий, взглядов, ставит под сомнение эффективность использова- ния в процессе воспитательного воздействия прежних способов управления, средств влияния. Таких, например, как прямая назидательность, навязывание норм и правил, определенных идей, идеалов, настаивание на них и, тем более, принуждение им следовать. Более результативным сегодня оказывается опо- средованное, косвенное воздействие – через ненавязчивое донесение информа- ции с оставлением возможности для свободы её выбора, через включение в дея- тельность, в том числе – погружение в интенсивную познавательную деятель- ность нужного нам характера и в сферах наиболее важных и интересных для молодежи. Действенными механизмами и рычагами воздействия в процессе воспита- ния и культурного формирования молодых людей могут стать также, во- первых, создание нужной, социально полезной и в то же время привлекатель- ной для личности мотивации, во-вторых, демонстрация культурных образцов, признанных на современном этапе нормативными или приоритетными. Продуктивной при этом будет опора на психологические доминанты со- временного культурного сознания, а это, прежде всего, доминанты прагматиче- ской и материальной направленности – успех, престиж, значительность, слава, материальное благосостояние, комфорт, возможности и условия их достиже- ния. Исходя из этого, в качестве мотивов лучше всего предложить мотивы ус- пешной карьеры, высокого социального статуса, положения и уважения в об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=