Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 308 О. Б. Бушнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУЛЬТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЭПОХИ Аннотация. Статья посвящена проблеме подходов к воспитанию и формированию культуры студентов в условиях становления постмодернистской культурной парадигмы и развития информационного общества. Автором работы рассматриваются особенности со- временного культурного сознания и возможные пути, новые, соответствующие эпохе, меха- низмы воздействия на молодых людей в процессе их культурного формирования. Ключевые слова: культура, воспитание, постмодернизм, влияния. Существование любой цивилизации, ее состояние, благополучие, эффек- тивное развитие в значительной степени зависит от ее культурной составляю- щей. Прогресс всех ведущих областей культуры – как экономической, полити- ческой, научной, так и моральной и художественно-творческой – обусловлен наличием субъектов культуры, способных его осуществлять. Однако сложность воспитания следующих поколений строителей будущей культуры заключается не в трудности подготовки работников-профессионалов для различных сфер культуры. Базовой основой формирования таких субъектов культуры в XXI ве- ке является развитие у будущих специалистов любого профиля духовной куль- туры в широком ее понимании – как культуры интеллектуально-творческой, моральной, эстетической и в целом гуманистической. Именно подобный под- ход позволит обеспечить успешное, динамичное и результативное, продвиже- ние вперед современной цивилизации в сложных условиях новой эпохи. Сложность ее и, как следствие, особенности, подходы и направленность культурного формирования студентов, будущих профессионалов и участников культурного процесса, определяет ряд факторов. Прежде всего, современную культуру характеризует многообразие, слож- ная структура, полифонизм как многослойное явление, представляющее собой, в то же время, органичное единство различных по уровню и качеству самостоя- тельных культурных образований. В частности – разных национальных куль- тур, социальных и профессиональных слоев, субкультур. Другой характеристикой культуры является ее мозаичность, складываю- щаяся из многочисленных разрозненных фрагментов, связанных случайными отношениями. С этой стороны культура есть результат ежедневно воздейст- вующего на нее непрерывного потока случайной информации. Вместе с тем, культуру отличает небывалый динамизм, в ней с постоянным ускорением идет процесс трансформации, инновационных изменений, с преоб- разованием количества в новое качество. При этом темпы модернизации опе- режают развитие духовной сферы, отмечается отставание морально-нравст- венного развития общества от темпов научно-технического прогресса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=