Университет XXI века: научное измерение 2016
Философия, культура и этика в современном мире 307 положения, того, что нельзя объяснить, сохранив ту или иную идею спасения и тем самым оправдав себя и осмыслив собственную жизнь. Это важное усло- вие возвращения к себе, без соблюдения которого Сама постановка проблемы воспринимается как набор пустых фраз. Поэтому Фромм сближает между со- бой понятия «личность» и «индивидуальность», ведь именно индивидуальные черты человека, несвязанные с его принадлежностью целому (обществу, семье, цивилизации) относительно легко разрушимы. Существование, будучи осознанно как проблема, отделяет человека от це- лого или порабощает его принятой внешне структуре целостности, содержанием или материей которой остается собственная плохо обустроенная жизнь человека. Если не существует общепринятой структуры, в которой заключено объ- яснение человеческой жизни, то таким объяснением становится само опис а- ние проблемной ситуации, а поскольку проблема неразрешима, то единс т- венным выходом из нее становится примирение с ситуацией как возвращение к себе. Здесь радикально расходятся «сценарии», предложенные философией и психологией. Для Фромма при всей глубине его философско-психологического анализа конечной целью остается практическая ориентировка в жизни, примирение ока- зывается в данном случае мнимым преодолением противоречия, которое нельзя преодолеть в силу его сущностной неустранимости, подсказанной описанием жизненной ситуации человека. Для Бубера сама ситуация оказывается неустранимой в силу ее подлинно- сти, таким образом, априори бессмысленное существование оказывается поис- ком смысла вопреки ожиданиям человека. Смысла, не соотносимого с общече- ловеческой надеждой на благополучие, но громко заявляющего о себе в воз- вращении человека к собственной неустроенности и неблагополучию. Русский философ М. К. Мамардашвили писал, что любое понимание начи- нается с непонимания, с осознания собственной ограниченности, в которой предустановлена возможность понимания, не как заранее известного результата вопрошания, а как возможности понимать, с которой связано возвращение че- ловека к себе – в чужой дом освоенного и завоеванного мира. Литература 1. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер; Пер. с нем.– Киев: «Ника- Центр», «Вист-С», 1998. 2. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили.– М.: Лабиринт, 1996.– С. 7–154. 3. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм; Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Ле- онтьева.– 2-е изд.– СПб.: Изд. дом «Азбука-классика», 2007.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=