Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 306 временности рецепций человека. Эту установку можно условно обозначить как возвращение человека к себе или возвращение себя, что не противоречит об- щим интенциям метафизики человека в психологии Э. Фромма и философии М. Бубера. Возвращение к себе, в данном контексте, не понятийная конструкция, ко- торой можно найти категориальное определение, а некий основной мотив, без вслушивания в который нельзя по-настоящему понять собственную жизнь. Это возвращение предполагает потерю себя, недоверие к принятым ранее тра- дициям (или единой традиции), осознание своей недетерминированности ими. В творчестве М. Бубера это проявляется как рефлексия антропологической про- блематики античной и средневековой философии в качестве некоторого пере- житого опыта, равноценного с другими проявлениями чисто человеческого, но не являющегося для них основополагающим. Следовательно, возвращение к себе возможно только, если человек переста- ет руководствоваться авторитетом традиции, сохраняя уважение к ней, и вос- принимая все традиции прошлого как равновеликие. Человек, тем самым, теряет опору и оказывается перед лицом неразрешимой проблемы мира, не снимаемой с точки зрения конкретной метафизики, религиозной или философской. По мнению Бубера, это не связано со злой волей человека, его испорчен- ностью или неподготовленностью к решению проблемы. Это обусловлено как раз тем, что решения нет, нет дома, в который необходимо возвращаться и ко- торым, по мнению Бубера, был для человека мир. Эту потерю нельзя возмес- тить, так как любое возмещение ведет к сокрытию проблемы, ее замалчиванию и забвению. Тем самым, мы открываем для себя первую нередуцируемую характери- стику возвращения – оно оказывается возвращением в никуда, возвращением без всякой гарантии благополучного и фундаментально обоснованного и ос- мысленного существования в обустроенном пространстве мира. Это обустроенное пространство есть, пространство покоренное или завое- ванное, что блестяще показывает Э. Фромм, анализируя неподлинные формы преодоления одиночества, в толпе, партии, в любой принятой на веру идеоло- гии, Став фундаментом, она превращает одиночество в иллюзию занятости и нужности. Если полностью отказаться от этого, очевидной оказывается вто- рая характеристика возвращения- оно осуществляется как бы «поверх» любого метафизического объяснения, любой конкретной философии или религии, мета- физические основания конкретных учений (например у М. Бубера и Э. Фромма) рассматриваются исключительно применительно к сегодняшним актуальным нуждам человека, поэтому постулаты этих учений не принимаются на веру и не становятся частью общей идеи спасения человека. Само спасение, при возвращении к себе невозможно, так как неизменной остается сущность человека, находящегося с миром в конфликте. Этот кон- фликт равносилен самому существованию, разрешить проблему которого озна- чает в данной ситуации или отказаться от него, или подчинить его внешнему авторитету, неподлинному. Поэтому описание положения человека, его сего- дняшней противоречивой позиции и непридуманной роли есть объяснение его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=