Университет XXI века: научное измерение 2016

Агрономия, биологические и химические науки 295 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В работе представлен анализ разнообразных подходов в определении це- лей экологического образования, отмечены особенности формулирования целей экологиче- ского образования для направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование». Ключевые слова: педагогическое образование, экологическое образование, образова- тельные цели, подготовка бакалавров. Специфика образовательного процесса в высших учебных заведениях оп- ределяет и специфику целеполагания для одного из этапов непрерывного эко- логического образования. В высшем образовании выделяют три направления этого процесса. Первое направление больше соотносится с формированием экологического мировоззрения и непосредственно продолжает решение разно- образных задач, выдвинутых в средней общеобразовательной школе. Характер- ным признаком этого направления является обязательность для всех будущих специалистов. Выпускники вузов должны обладать необходимой экологиче- ской культурой для участия в гармоничном развитии человеческого общества и окружающей природной среды. А целью экологической подготовки студен- тов классических университетов выдвигается подготовка специалистов высо- кой квалификации, способных определить экологически безопасное устойчивое развитие природных комплексов, экономики, формирование у студентов гра- мотного восприятия явлений, связанных с жизнедеятельностью человека в при- родной среде. Второе направление – становление экологического профессионализма бу- дущего специалиста. Конкретность деятельности требует конкретизации целей экологической подготовки специалиста. Например, формулирование целей эко- логического образования в техническом университете предполагает, что выпу- скники различных специальностей смогут в ходе своей профессиональной дея- тельности осуществить интеллектуальное и инженерное обеспечение сохране- ния благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного по- тенциала региона и государства. Особенностью обеспечения экологической грамотности выпускников технических университетов является то, что конеч- ной целью этого процесса должна быть интеграция знаний об окружающей среде и предмете профессиональной подготовки специалистов, которая позво- ляет предвидеть экологические кризисы и решать экологические проблемы в рамках профессиональной специализации. Третье направление деятельности в области экологического образования на этапе вузовского обучения связано с необходимостью подготовки специали-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=