Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы физического воспитания 273 О. А. Хохлова, Н. С. Алешина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА Аннотация. Данная статья раскрывает основные различия между такими фундамен- тальными понятиям как "физическая культура" и "спорт". Показывает влияние данных фе- номенов на способ и меру преобразования человека, его собственной природы и двигатель- ных способностей. Ключевые слова: физическая культура, спот, спорт высших достижений, физкультур- ное образование, соревновательная деятельность. Понятие "физическая культура" является главенствующем в процессе фи- зического воспитания. Эта понятие является не только термином специалистов, но и часто употребляется в разговорной речи, что порождает не некий дуализм семантики. Постоянное бытовое употребление слов “физическая культура”, размывает четкую дефиницию этого термина в профессиональном смысле. Можно различную деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, игровую и т. д.) однозначно связать с физической культу- рой? Такое утверждение было бы не совсем правильным. Культура – это, преж- де всего, уровень человеческого развития. Не всякий труд облагораживает че- ловека, нередко получается наоборот. Стремление к совершенствованию умственных и физических способностей является его экзистенциальным качеством, генетически присущим человеку, разумному существу. Одной из ипостасей этого процесса является объектив- ное стремление к повышению культуры тела. Физическая культура – это часть общей культуры человечества, вклю- чающая в себя совокупность ценностей и знаний, создаваемых обществом в це- лях физического и интеллектуального развития человека. Спорт является конечно "лакмусовой бумажкой" наиболее адекватно отражаю- щей уровень достижений социума в деле совершенствования физической культуры. Однако здесь не все так просто. Обычно считается, что атлет, представи- тель спорта высоких достижений, являет собой как бы эталон развития физиче- ской культуры тела. И если и повергается сомнению уровень культурного раз- вития атлета, то это обычно качается его интеллектуального, нравственного или эстетического развития. Генезис подобных воззрений ложная убежденность в том что высокий уровень функциональной подготовленности спортсмена, его превосходные фи- зические кондиции у же сами по себе являются целью и сущностью физической культуры личности. Не менее популярным является мнение, что спорт высших достижений, в его современном виде, отнюдь не способствует ни укреплению физического здоровья человека, ни, тем более, не способствует продлению жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=