Университет XXI века: научное измерение 2016

Пленарное заседание 27 мых). Такие ученики могут проявлять эмоциональную неустойчивость, часто испытывать волнение и беспокойство. Вподвыборках «2Р» и «3С» испытуемые менее подвержены переживанию тревоги: и в одной, и в другой группе уровень тревожности можно определить как нормальный. Для определения результата измерения состояния психологической безо- пасности нами был введён интегральный показатель состояния психологиче- ской безопасности, который вычислялся путём суммирования всех данных по выделенным критериям: удовлетворённость, защищённость, уверенность в се- бе. Полученные нами эмпирические данные позволили выявить актуальное со- стояние психологической безопасности всей выборки испытуемых. Затем все критерии психологической безопасности были подвергнуты корреляционному анализу (r-Пирсона), что позволило установить направленность и тесноту связи между ними (табл. 1). Таблица 1 Корреляционная матрица взаимосвязи критерии психологической безопасности учащихся в поликультурной образовательной среде r- Пирсона Критерии психологической безопасности Уд З Ув ИП Уд  0,58 0,45 0,79 З  0,55 0,82 Ув  0,61 Примечание. В таблице приняты следующие сокращения: Уд – удовлетворенность; З – защищенность; Ув – уверенность в себе; ИП – интегральный показатель. По результатам статистической обработки результатов парной корреляции можно сделать общий вывод о том, что существует прямая корреляционная связь всех критериев психологической безопасности друг с другом, в том числе, и с интегральным показателем. Исходя из результатов зависимости между критериями психологической безопасности, последовательность выделенных нами критериев (по степени их значимости) можно представить следующим образом: 1) защищенность, 2) удовлетворенность, 3) уверенность в себе. Наиболее важным условием психологической безопасности школьника в условиях поликультурной образовательной среды, исходя из результатов на- шего исследования, является защищенность от психологического насилия. На переживание защищённости положительно влияют доброжелательные взаимоотношения участников образовательной среды, поддержка со стороны родителей и учителей, симпатия со стороны одноклассников, а также низкий уровень проявления агрессии со стороны одноклассников и учителей. На переживание удовлетворенности учащихся собой как субъектом дея- тельности и социальных отношений благоприятно влияют высокий уровень комфортности психологической атмосферы класса, взаимопонимание и контакт с учителями, доверие к учителю, взаимопомощь и поддержка сверстников, а также отсутствие или низкий уровень агрессии со стороны одноклассников и других учеников школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=