Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 26 классников подвергались 57,3 % испытуемых; физической агрессии – 24,4 % респондентов. Социальной агрессии в группе «2Р» подвергались 18,3 % испы- туемых. В подвыборке «1Г» косвенную агрессию переживали 40,2 % испытуе- мых. Физической виктимизации в данной группе подвергались 31,2 % респон- дентов. Социальную агрессию и манипулирование в группе «1Г» переживали 28,6 % испытуемых. Незначительные различия в доминирующих видах виктимизации образо- вательной среды исследуемых школ могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами, среди которых наиболее значимыми являются: контингент обучающихся, национально-культурный состав, особенности вос- питательной системы, отношения «учитель-ученик», индивиуально-личностные особенности учащихся, учителей и другие. Одним из критериев психологической безопасности школьника мы опре- делили уверенность как свойство личности, в основе которой лежит позитивная самооценка, позитивный опыт решения социальных задач. Однако повышенная тревожность школьника может привести к снижению его самооценки, болез- ненным переживаниям. С целью изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, мы использовали методику диагностики уровня школьной тревожности Фил- липса, определив наиболее значимыми факторами, характеризующими психо- логическую безопасность школьника, общую тревожность в школе, пережива- ния социального стресса и страх самовыражения. Анализ результатов по отдельным факторам школьной тревожности по- зволяет констатировать повышенный уровень всех показателей в подвыборке испытуемых «1Г». В двух других группах показатели тревожности соответст- вуют среднему и низкому уровню. Более детально мы рассмотрели фактор об- щей тревожности с определением уровней ее проявления. На рисунке 7 пред- ставлены результаты количественного распределения испытуемых по уровням общей тревожности в школе. Рис. 7. Распределение испытуемых по уровням общей тревожности Анализ результатов распределения испытуемых по уровням свидетельст- вует о том, что в целом для выборки характерен средний (нормальный) уровень общей тревожности в школе. На общем фоне результатов выделяется повы- шенный уровень школьной тревожности в подвыборке «1Г» (18,7 % испытуе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=