Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы физического воспитания 249 В. В. Борисова, Е. В. Внукова, Т. В. Ефимова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматриваются вопросы целенаправленного развития гибкости учащихся среднего школьного возраста. Обосновывается методика развития гибкости в про- цессе уроков физической культуры в средней школе. Ключевые слова: гибкость, средства развития гибкости, уроки физической культуры, средний школьный возраст. Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, яв- ляется обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущих человеку [1]. Однако, качественное решение этой задачи невозможно без посто- янного поиска эффективных средств и методов педагогического воздействия, но- вых форм организации этого процесса и двигательной активности школьников [2, 4]. Решение данной проблемы, по нашему мнению, состоит в возможном ис- пользовании на уроках физической культуры средств и методов, позволяющих целенаправленно развивать одно из важнейших физических качеств – гибкость. Разработка различного рода программ, направленных на развитие гибко- сти, до последнего времени была связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете, с развитием таких видов спорта как спортивная и художест- венная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др. Проблема решалась ис- ходя из целевых задач – развитие максимально возможной, экстремальной ам- плитуды движений. Совсем иные задачи стоят перед специалистами в области физического воспитания школьников – это поиск оптимальных путей оздоров- ления организма, в частности опорно-двигательного аппарата. Гибкость в оздоровительной физической культуре рассматривают как до- пустимый диапазон движения сустава, или группы суставов. Цель упражнений, направленных на развитие гибкости – увеличение диапазона движения путём растягивания одной или нескольких мышц [3]. Гибкости посвящено большое количество работ. Однако в ряде из этих ис- точников [1] не достаточно полно освещены теоретико-методические основы занятий со школьниками среднего возраста, в других [4] мало сведений по их практическому применению. В целом проблема использования упражнений на гибкость в педагогическом процессе остаётся всё ещё недостаточно исследо- ванной, а в практике работы школ этому не уделяется должного внимания. В связи с этим представляются актуальными вопросы разработки специ- альной методики, направленной на развитие гибкости у школьников среднего возраста, тем более что возраст 10–14 лет является сенситивным периодом для развития активной гибкости [1, 2, 3, 4], что и определило направление нашего исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=