Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 242 Синтез различных подходов к анализу современного социума, давший на- чало теории постиндустриального общества, относится к 60-м годам. К этому периоду сформировались важнейшие методологические основы, позволившие рассматривать становление нового социального состояния с позиций прогресса науки и образования [4]. Ведущими теоретиками этой области являются Э. Тоффлер [9] и Д. Белл [1], поставившие технологии и способы производства в основу новой периодизации этапов развития цивилизации. В отличие от постиндустриальной теории, сторонники которой опирались прежде всего на взгляды социологов и экономистов конца XIX и начала XX ве- ков, а также на идеи философов-позитивистов, постмодернизм базировался на более широкой, но при этом гораздо менее структурированной основе, зая- вив о себе в 30-е годы в первую очередь в сфере искусства, в 60-е – в области философии и культурологи, а в 70-е и 80-е – и в социологии. Иными словами, осмысление постмодерна происходило поэтапно в разных сферах обществен- ной жизни. Постмодернизм как специфическое явление в истории был выделен запад- ными социологами в конце 80-х гг. ХХ века Понятие «постмодернизм» возник- ло в связи со стремлением подчеркнуть отличие нового социального порядка от «современного». Сторонники теории постмодернизма, из числа которых необходимо выде- лить Ж.-Ф. Лиотара [5] и Ж. Бодрийяра [2], обращают внимание прежде всего на то, что складывающиеся сегодня социальные отношения радикально отлич- ны от тех, что существовали в условиях традиционного массового общества, и в этом они близки теоретикам постиндустриализма. Подобный подход поро- дил весьма интересную периодизацию общественного прогресса, хронологиче- ски совпадающую с той, что предложена в рамках постиндустриальной теории, но в отдельных аспектах даже более совершенную. С точки зрения постмодернистского подхода информационное общество осознается как реализация основных тенденций развития человечества, обуслов- ленных крушением ценностей модерна [8]. Одной из базовых тенденций для по- нимания этого утвердилась реконструкция структур традиционного общества, которая приводит к децентрализованности социальных структур, разрушению иерархической системы ценностей, ризомному характеру социальных связей. Формой хранения информации в информационном обществе становится «симулякр» как модель существующего объекта или события. Современный человек живет среди моделей-симулякров, теряя связь с реальным миром, в ре- зультате противоположность реального искусственному исчезает. Широкое распространение междисциплинарных методов в гуманитарных науках привело к появлению новых перспектив в изучении современного обще- ства, среди которых особый интерес представляют исследования в рамках си- нергетического подхода. Данный подход дистанцируется от классического по- стиндустриального, в поле зрения которого находятся преимущественно спосо- бы промышленного производства. Синергетический подход также отходит от постмодернистского взгляда на современное общество, и его переосмысления эпохи модерна.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=