Университет XXI века: научное измерение 2016
«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 226 «Ах, темен, темен мир, и чувствуют лишь дети, Какая тишина и радость в белом цвете!» Белый цвет ассоциируется с листом бумаги, с холстом, на котором вот-вот появятся иные цвета. А энергию, которая нужна для этого художнику-творцу, несет красный цвет, цвет страсти, радости, красоты. Красный цвет и его оттен- ки в стихотворениях И. А. Бунина обозначаются лексемами красный, алый, баг- ровый, рдяный (рдеть). Часто красный и алый в поэзии Бунина связаны с огнем или светом. Краснеют луна или солнце в утренние или вечерние часы. Напри- мер: «…месяц за реку садится красным серпом»; «в тумане сизом красный диск»; « Красное , лучистое солнце чуть встает»; «Заря чуть теплилась за тучей полоской красного огня». Красным и алым окрашены и «земные» источники света: лампады, свечи в храмах, фонари, даже сигары… Известно, что в русской иконописи красный – это цвет небесного огня. Архангел Михаил, увиденный И.А.Буниным в храме, запомнился поэту именно с красным мечом: «Архангел в сияющих латах и с красным мечом из огня»»; «… краснеет там лампадка…»; «В средине свет – и красный блеск атласа в сквозном узоре царских врат» Домашний уют тоже озарен красным цветом: «жар в печке угрюмо крас- неет», «выносят красный самовар». На улице в вечернем сумраке « краснеют фонари», «сигара краснеет огоньком, как дивный самоцвет». В саду «жарким пламенем настурции горят», «как пламя, рдеют поздние цветы». Красоту лю- бимого многими поэтами и живописцами осеннего леса И. А. Бунин описывает с помощью лексем багровый, багряный, рдеть: «Лес…лиловый, золотой, баг- ряный »; « Леса багряны, неподвижны»; «любил лесок багровый на заре». Горят, полыхают осенние леса, и в скором времени огненно-багряная лист- ва упадет и почернеет. Красный цвет в стихах у Бунина, как и белый, порой со- седствует с черным: «в столетнем мраке черной ели краснела дымная заря» «Могол Тимур принес малютке-сыну Огнем горящий уголь и рубин» Бунинская лирика как бы подтверждает мысль, что в мире все конечно. Как и в природе, все живое, полное огненной энергии (красный цвет), сгорает, исчезая (черный цвет). И человеческая жизнь, человеческая душа тоже подчи- нены этим законам. Эта мысль страстно звучит в стихотворении «Кадильница»: «Лежит кадильница – вся черная внутри От угля и смолы, пылавших в ней когда-то… Ты, сердце, полное огня и аромата, Не забывай о ней. До черноты сгори» Итак, в рамках данной статьи мы рассмотрели всего три цвета из богатой палитры поэта И.А.Бунина. Материал его лирических стихотворений доказыва- ет, что триада «белый-черный-красный» связана с его представлениями о зем- ном и небесном, о природе и процессах, которые в ней происходят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=