Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 225 И. А. Бунин подчеркивает контраст света и тьмы, сочетая черный с жел- тым, золотым или золотистым: «Горит заря и ельник черный стоит на фоне золотом»; « В черном узоре ветвей – месяца рог золотой »; « Чернеет грязь в листве лимонной » . В стихотворениях И. А. Бунина можно найти и такие строки, где черный связан с негативом – печалью, одиночеством, смертью.. Обычно это в тех про- изведениях, где речь идет о человеке, о его переживаниях: «И плавают среди тумана рея, как черные могильные кресты»; «…в светлом небе чернела одино- кая скамья»; «… но имя Смерть украла и унесла на черном скакуне». Рядом с черным цветом в поэтических текстах И. А. Бунина почти всегда присутствует белый, состоящий, по законам физики, из всех других цветов (оп- позиция все цвета – отсутствие цвета ). «Ночное небо низко и черно , Лишь в глубине, где млечный путь белеет». « Чернеет зыбкий горизонт над белым блеском острых волн» « И в черных пашнях снег белеет» Черное и белое не просто соседствуют, они могут перетекать друг в друга. Вот как пишет поэт о черном камне Каабы, получившем свой цвет «от слез и горести людской»: «Он драгоценной яшмой был когда-то, Он был неизреченной белизны – Как цвет садов блаженного Джинната, Как горный снег в дни солнца и весны» «Неизреченная белизна» восхищает И. А. Бунина. В его лирике белый цвет, как правило, связан с надеждой, чистотой, добром и другим близким к ним понятиям. В русской природе белый цвет – это снежные просторы полей, легкие облака, стволы берез, воспетых многими русскими поэтами. В стихотво- рениях И. А. Бунина белый цвет является одним из самых любимых. Он неред- ко связан в произведениях поэта с чем-то небесным, возвышенным. «Звездный свет белеет , и земля окрест Стынет-цепенеет в млечном цвете звезд». «Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах» «Вот и дома. Белый, ясный месяц». Белыми традиционно на Руси были храмы, церкви. У Бунина образ бе- локаменного храма связан с религиозным чувством, с которым соединя- ется также чувство любви ко всему родному, русскому: « Белый собор апостольский, белый храм в золоченых маковках»; «О. этот храм и этот ковшик белый … смиренные, родимые черты»; «Родимые черты» – это и бе- лые облака над родными полями, и березы, и зацветающая гречиха; «…а бе- лые березы роняют тихий дождь своих алмазных слез»; «В бездонном небе легким белым краем встает, сияет облако»; «Пахнет медом, зацветает белая гречиха». Белый цвет радует, утешает, вселяет надежду. Он становится опорой и уте- шением пустыннику, герою стихотворения «Белый цвет», которого господь «спас от вражеских побед» именно с помощью белого цвета.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=