Университет XXI века: научное измерение 2016

«Университет XXI века: научное измерение» – 2016 224 по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний [3, 128]. Сам И. А. Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» так написал о своих необкновенных способностях чувственного восприятия мира: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плея- дах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя за- пах ландыша или старой книги…» [4, 85]. В том же произведении устами глав- ного героя И. А. Бунин говорит и об особом отношении к краскам и цвету, ко- торое, как показывают наблюдения, раскрылось в его поэзии: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера… и на- всегда проникся глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и зна- чения земных и небесных красок…» [4, 412–413]. Лирика И. А. Бунина, прежде всего его стихотворения о природе, которую любил и понимал поэт («Так знать и любить природу, как умеет Бунин,– мало кто умеет». А. Блок) дает нам возможность увидеть радужное многоцветье ми- ра, выраженное в слове. Анализ почти пятисот оригинальных стихотворений И. А. Бунина позволяет утверждать, что поэт использует лексику, обозначаю- щую цвета, которые носители русского языка считают основными: семь цветов радуги, а также розовый, коричневый, чёрный, белый и серый [8, 64]. В рамках данной статьи мы остановим внимание на трех цветах – белом, черном и красном, имеющимся почти во всех языках, и составляющих, по В. У. Тернеру, так называемую «первичную триаду», первую в истории трех- цветную систему, где черный символизирует землю, белый – небо, а красный – жизнь, тепло, энергию [7]. Как показывают наблюдения, черный и белый цвета встречаются прибли- зительно с одинаковой частотой (черный – 62, белый – 65 употреблений). Из- вестно, что для любого человека европейской культуры, для русского в том числе, черный цвет прежде всего связан с трауром, с чем-либо негативным. Здесь имеет место культурная условность, которую называют «символикой цвета» [8, 89]. Однако в «пейзажной» лирике И. А. Бунина черный, как прави- ло, не содержит отрицательных коннотаций. Черный – это отсутствие цвета в природе, которая уже утратила его ( поздней осенью или зимой) или еще не приобрела (ранней весной): « Черный камыш отсырел и дымится…»; «Жесткой черной листвой шелестит и трепещет кустарник»; «Как весело и грустно в пус- том лесу меж черными ветвями»; «Кругом чернел холмистый бор сосновый». Черный цвет – это цвет земли, почвы, плодородного чернозема тех мест, где прошли детство и юность И. А. Бунина. Поэтому поэт, подобно землепаш- цу, рад затеряться в «море чернозема», «разутыми ногами ступать на бархат черной борозды». Метафора со словом «бархат» подчеркивает восхищенно- радостное отношение поэта к земле, к «черной пашне». Во многих стихотворениях И. А. Бунина ерный цвет является фоном, на котором ярче выглядят другие, хроматические цвета. Черный цвет воспринима- ется как временная пауза, переход к яркой палитре бытия, к свету. «Светлеют с каждым днем и молодеют сосны, Чернеет лес, синеет мягче даль». «Но светло и нежно небо светит сквозь нагие черные дубы».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=