Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 223 Т. А. Соловьева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТРИ ЦВЕТА В ЛИРИКЕ И. А. БУНИНА Аннотация. В статье рассматривается роль лексических единиц, обозначающих цвет, в поэзии И. А. Бунина. Данные языковые единицы представлены как один из элементов худо- жественного стиля и мировосприятия поэта. Ключевые слова: цветонаименования, языковая картина мира, социокультурная ин- формация, выразительные возможности. Слова, обозначающие цвет (цветонаименования) на протяжении длительного времени являются объектом пристального внимания исследователей: психологов, психолингвистов, лингвистов, культурологов. Общеизвестно, что большую часть всей информации об окружающем мире человек получает посредством зрения, и именно цвет является носителем наиболее важных сведений. Несмотря на то, что природа цвета постоянна, в сознании людей цвета от- ражаются по-разному. Каждый язык обладает своей особенной языковой кар- тиной мира. У одних народов, к примеру, различается всего три цвета, у дру- гих – семь и более… В любом случае цветообозначения содержат важную со- циокультурную информацию. Они, как пишет Н. Н. Козлова, «являются исклю- чительно нагруженными в коннотативном аспекте, так как являются храните- лями оценочной информации, мотивированной социально, идеологически, эс- тетически…» [8, 84]. Писатели и поэты, наиболее чуткие к многоцветью мира и выразительным возможностям родного языка, имеющие, как писала А. А. Ахматова, «свежесть слов и чувства простоту» [1, 69] способны представить языковую картину мира родного языка во всей её полноте. И. А. Бунин, один из ярчайших поэтов Се- ребряного века, обладал этой самой простотой чувства , позволяющей ему ощущать тесную связь с живой природой, с окружающим миром. Старший брат поэта Юлий Алексеевич вспоминал: «Всё абстрактное его ум не восприни- мал» [5, 9]. Под «абстрактным» подразумевается не просто логическое, а ли- шенное правдоподобия, условно-схематическое. В статье «Краски и слова» А. А. Блок пишет, что живопись как «искусство красок и линий» «никогда не даст погрузиться в схему» [2, 18]. Поэт проникновенно говорит о важности ми- ра цвета и красок для литератора: « Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взо- ром ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писате- ля – понимание зрительных впечатлений (курсив мой.– Т. С.), уменье смотреть. Действие света и цвета освободительно» [2, 20]. И. А. Бунин, по мнению А. А. Блока, обладает умением всматриваться в «бесконечно преломляющуюся цветовую радугу». В статье А. А. Блока «О лирике» читаем: «…поэт смотрит зорко и далеко, и красочныые и звуковые его впечатления богаты. Мир его –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=