Университет XXI века: научное измерение 2016

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 215 добным [100]. Помещая эти языковые элементы во вновь создаваемый текст, описывающий вторую, «невидимую» противоборствующую сторону, Толстой стремится придать повествованию бо́льшую реалистичность. В остальных главах легенды подобный прием используется в основном при именовании Христа. Примечательно, что при этом автор чаще всего ис- пользует описательные конструкции, включающие пересказ слов Иисуса: «Они выдумывали то, чего никогда не было, и лгали во имя того, кто называл нас лжецами , не хуже нас, сами не замечая этого» [103]. «Кто заведует блудом, вы- ходи и расскажи, как ты делаешь это теперь с учениками того, кто запретил переменять жен и сказал, что не должно глядеть на женщину с похотью . Кто заведует блудом?» [106]. « Тот, кто разрушил ад ,– сказал Вельзевул,– учил лю- дей жить, как птицы небесные, и повелевал давать просящему и хотящему взять рубашку отдавать кафтан, и сказал, что для того, чтобы спастись, на- до раздать именье » [107]. «Как же ты заставляешь быть убийцами учеников того, кто сказал: не воздавай злом за зло, люби врагов ? Как же ты делаешь убийц из этих людей?» [109]. «Но убийства на войне? Как вы приводите к ним учеников того, кто признал всех людей сынами одного отца и велел любить врагов ?» [110]. Использование перифраза в качестве номинации персонажа по- зволяет привлекать широкий культурный контекст, значительно расширяя рам- ки конкретного сюжета. В некоторых случаях обращение к претексту носит реминисцентный ха- рактер. Так, например, начало и конец истории отмечены упоминанием зубов- ного скрежета : «Но вдруг, – он не помнил и не знал, сколько сот лет прошло с тех пор,– он услыхал над собой звуки, похожие на топот ног, стоны, крики, скрежет зубовный . То, чтобы ад мог восстановиться после победы Христа, Вельзевул не мог верить, а между тем топот, стоны, крики и скрежет зубов становились все яснее и яснее» [101]. «И все дьяволы, хохоча, визжа, свистя и порская, начали, махая и трепля хвостами, кружиться и плясать вокруг Вель- зевула. Вельзевул же, расправив крылья и трепля ими, плясал в середине, высо- ко задирая ноги. Вверху же слышались крики, плач, стоны и скрежет зубов » [115]. Данное выражение является реминисценцией к тексту Евангелия от Мат- фея, в котором не раз упоминается плачь и скрежет зубовный как символ нака- зания грешников, их адских мучений. В тексте также встречаются отсылки к ветхозаветным притчам. Так, при описании способов склонения человечества к блуду, автором упоминается эпи- зод первого грехопадения: «Этим способом, не оставляя при этом и прежнего, употребленного в раю способа запрещенного плода и любопытства , – продол- жал он, очевидно, желая польстить Вельзевулу,– мы достигаем самых лучших успехов» [107]. Подобным образом повествуется о причинах совершения людьми грабежа: «А мы делаем это, – сказал дьявол с усами, величественно от- кидывая назад голову,– точно так же, как делал это наш отец и повелитель при избрании Саула на царство » [107]. Согласно Ветхому Завету, народ Израиля, руководствуясь примером соседних государств, решил сделать руководителем своим не священников, а военного лидера– царя. Несмотря на предостережения пророка Самуила о том, что это идет вразрез с традициями, что люди будут обя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=